Церковь - катакомбная церковь
Страница 1 из 1
Церковь - катакомбная церковь
Храмы стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений, с IV века.
Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев "по домам" (Деян. 2:46).
В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы.
Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших.
Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными. Эти катакомбы сохранились до настоящего времени в разных местах. Наибольший интерес представляют нам лучше всего сохранившиеся катакомбы в окрестностях Рима, так называемые "катакомбы Каллиста." Среди подземных коридоров находились фамильные склепы, носящие название "кубикул".
А еще большие помещения "крипты" представляли собой те именно храмы, в которых христиане во времена гонений отправляли свои богослужения.
В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия.
Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия.
Самые большие помещения катакомб принято называть "капеллами" или "церквами."
В них нетрудно уже различить многие составные части нашего современного храма.
Катакомбы украшались фресковой живописью.
Эти фрески имели, главным образом символический характер, как, например: "Якорь" символ христианской надежды. "Голубь" символ Св. Духа, "Феникс" символ воскресения, "Павлин" символ бессмертия, "Петух" символ духовного бодрствования и напоминание об отречении Петровом, "Агнец" символ Самого Господа Иисуса Христа, "Крест" в виде монограмм разного вида.
Крест в глазах язычников служил орудием позорной казни, а потому христиане, чтобы избежать насмешек со стороны язычников, скрывали этот символ христианства, соединяя изображение креста с инициалами имени Христова.
Другие фрески носят аллегорический характер, изображая в образах притчи Христа Спасителя.
Третью категорию составляют изображения библейских событий, как, например: Ной в ковчеге; Иона и кит, его поглотивший; Даниил во рве львином; Моисей у горящей купины, изводящий воду из камня; поклонение волхвов; Благовещение; воскрешение Лазаря.
Четвертая категория фресок - это изображения литургического характера. Главное из них рыба, означающая Самого Господа Иисуса Христа.
Апостолы были рыболовами: символ рыбы мы часто находим в Евангелии. Кроме того, греческое название рыбы "ихфис" содержит в себе первые буквы греческой фразы:
"Иисус Христос Феу Иос Сотир" что значит:
"Иисус Христос Божий Сын Спаситель."
Уже в катакомбах 1-2 века мы находим иконографические изображения Христа Спасителя и Божией Матери, правда лишь в небольшом числе. Предпочитались изображения символические из опасения насмешек и надругательств со стороны язычников.
Важнейшая часть христианского храма есть алтарь - от лат. alta ara - возвышенный жертвенник, (греч. "вима," или "иератион") означает высокое место и знаменует собою также земной рай, где жили прародители, те места, откуда шествовал Господь на проповедь, Сионскую горницу, где установил Господь Таинство Причащения.
Алтарь есть место одних священнодействующих, которые, подобно небесным бесплотным силам, служат перед престолом Царя Славы. Главную принадлежность алтаря составляет святой престол, по-гречески "трапеза".
В первые века христианства в подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика.
Престол знаменует собой небесный престол Божий, на котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель.
Он именуется также "жертвенником" (по-гречески "фисиастирион"), потому что на нем приносится Бескровная Жертва за мир.
Престол изображает собою и гроб Христов, ибо на нем полагается Тело Христово.
Четырехугольная форма престола символически изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой.
Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от греческого "анти" "вместо" и латинского mensa "менса" "стол, престол"), или "вместопрестолие."
В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной стороны, вложены частицы св. мощей.
История антиминса восходит к первым временам христианства.
Когда христиане с 4 века получили возможность свободно строить надземные храмы, они, в силу укоренившегося уже обычая, стали переносить в эти храмы из разных мест мощи св. мучеников.
Но так как число храмов все увеличивалось, то трудно было уже для каждого храма достать целые мощи.
Тогда стали класть под престол только хотя бы частицу св. мощей.
Отсюда и ведет свое начало наш антиминс. Он является, в сущности, переносным престолом.
Благовестники, отправлявшиеся в дальние страны для проповеди Евангелия, императоры, отправлявшиеся в походы с духовенством и походными церквами должны были брать с собой и походные престолы, каковыми явились антиминсы.
Ряд известий об антиминсах, с таковым именно названием, мы имеем уже с 8 века, а сами антиминсы, дошедшие до нас в виде вещественных памятников, восходят к 12 столетию. Сохранившиеся до нас древние русские антиминсы приготовлялись из холста, имели надпись и изображение креста.
Надписи указывают, что антиминс заменяет собою освященный престол; тут же указывается имя архиерея, освятившего "сей престол," место его назначения (для какой церкви) и подпись о мощах ("тут мощи").
С 17 века на антиминсах появляются уже более сложные изображения, как положение во гроб Спасителя, а холст заменяется шелком.
Первоначально во всякий престол, освящаемый архиереем, вкладывались св. мощи (в металлическом ковчежце под престолом или в углублении в верхней доске престола).
Такие престолы не нуждались в антиминсах.
Храмы же, которые не освящались епископами, освящались чрез присланные епископами антиминсы со св. мощами.
Вследствие этого, одни храмы имели престолы со св. мощами, но не имели антиминсов; другие имели престолы без св. мощей, но имели антиминсы.
Так было и в Русской Церкви в первое время после принятия христианства.
Но с течением времени, сначала в Греческой, а потом и в Русской Церкви, антиминсы стали возлагаться и на престолы, освященные архиереями, но пока без св. мощей.
С 1675 г. в Русской Церкви был заведен обычай возлагать антиминсы со св. мощами во всех церквах, даже и освященных архиереями.
Антиминс, выданный архиереем священнику, стал, как бы видимым знаком полномочия священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея, выдавшего этот антиминс.
Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо. Внутри его полагается "губа," или по-гречески "муса."
Она знаменует ту губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа, висевшего на кресте, и служит для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь святых, живых и умерших, при погружении их в св. чашу при окончании Литургии.
Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат, который несколько больше его по размерам, и называется "илитоном" от греческого "илэо," что значит "обвертываю." Илитон изображает собою те пелены, которыми повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.
Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев "по домам" (Деян. 2:46).
В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы.
Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших.
Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными. Эти катакомбы сохранились до настоящего времени в разных местах. Наибольший интерес представляют нам лучше всего сохранившиеся катакомбы в окрестностях Рима, так называемые "катакомбы Каллиста." Среди подземных коридоров находились фамильные склепы, носящие название "кубикул".
А еще большие помещения "крипты" представляли собой те именно храмы, в которых христиане во времена гонений отправляли свои богослужения.
В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия.
Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия.
Самые большие помещения катакомб принято называть "капеллами" или "церквами."
В них нетрудно уже различить многие составные части нашего современного храма.
Катакомбы украшались фресковой живописью.
Эти фрески имели, главным образом символический характер, как, например: "Якорь" символ христианской надежды. "Голубь" символ Св. Духа, "Феникс" символ воскресения, "Павлин" символ бессмертия, "Петух" символ духовного бодрствования и напоминание об отречении Петровом, "Агнец" символ Самого Господа Иисуса Христа, "Крест" в виде монограмм разного вида.
Крест в глазах язычников служил орудием позорной казни, а потому христиане, чтобы избежать насмешек со стороны язычников, скрывали этот символ христианства, соединяя изображение креста с инициалами имени Христова.
Другие фрески носят аллегорический характер, изображая в образах притчи Христа Спасителя.
Третью категорию составляют изображения библейских событий, как, например: Ной в ковчеге; Иона и кит, его поглотивший; Даниил во рве львином; Моисей у горящей купины, изводящий воду из камня; поклонение волхвов; Благовещение; воскрешение Лазаря.
Четвертая категория фресок - это изображения литургического характера. Главное из них рыба, означающая Самого Господа Иисуса Христа.
Апостолы были рыболовами: символ рыбы мы часто находим в Евангелии. Кроме того, греческое название рыбы "ихфис" содержит в себе первые буквы греческой фразы:
"Иисус Христос Феу Иос Сотир" что значит:
"Иисус Христос Божий Сын Спаситель."
Уже в катакомбах 1-2 века мы находим иконографические изображения Христа Спасителя и Божией Матери, правда лишь в небольшом числе. Предпочитались изображения символические из опасения насмешек и надругательств со стороны язычников.
Важнейшая часть христианского храма есть алтарь - от лат. alta ara - возвышенный жертвенник, (греч. "вима," или "иератион") означает высокое место и знаменует собою также земной рай, где жили прародители, те места, откуда шествовал Господь на проповедь, Сионскую горницу, где установил Господь Таинство Причащения.
Алтарь есть место одних священнодействующих, которые, подобно небесным бесплотным силам, служат перед престолом Царя Славы. Главную принадлежность алтаря составляет святой престол, по-гречески "трапеза".
В первые века христианства в подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика.
Престол знаменует собой небесный престол Божий, на котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель.
Он именуется также "жертвенником" (по-гречески "фисиастирион"), потому что на нем приносится Бескровная Жертва за мир.
Престол изображает собою и гроб Христов, ибо на нем полагается Тело Христово.
Четырехугольная форма престола символически изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой.
Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от греческого "анти" "вместо" и латинского mensa "менса" "стол, престол"), или "вместопрестолие."
В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной стороны, вложены частицы св. мощей.
История антиминса восходит к первым временам христианства.
Когда христиане с 4 века получили возможность свободно строить надземные храмы, они, в силу укоренившегося уже обычая, стали переносить в эти храмы из разных мест мощи св. мучеников.
Но так как число храмов все увеличивалось, то трудно было уже для каждого храма достать целые мощи.
Тогда стали класть под престол только хотя бы частицу св. мощей.
Отсюда и ведет свое начало наш антиминс. Он является, в сущности, переносным престолом.
Благовестники, отправлявшиеся в дальние страны для проповеди Евангелия, императоры, отправлявшиеся в походы с духовенством и походными церквами должны были брать с собой и походные престолы, каковыми явились антиминсы.
Ряд известий об антиминсах, с таковым именно названием, мы имеем уже с 8 века, а сами антиминсы, дошедшие до нас в виде вещественных памятников, восходят к 12 столетию. Сохранившиеся до нас древние русские антиминсы приготовлялись из холста, имели надпись и изображение креста.
Надписи указывают, что антиминс заменяет собою освященный престол; тут же указывается имя архиерея, освятившего "сей престол," место его назначения (для какой церкви) и подпись о мощах ("тут мощи").
С 17 века на антиминсах появляются уже более сложные изображения, как положение во гроб Спасителя, а холст заменяется шелком.
Первоначально во всякий престол, освящаемый архиереем, вкладывались св. мощи (в металлическом ковчежце под престолом или в углублении в верхней доске престола).
Такие престолы не нуждались в антиминсах.
Храмы же, которые не освящались епископами, освящались чрез присланные епископами антиминсы со св. мощами.
Вследствие этого, одни храмы имели престолы со св. мощами, но не имели антиминсов; другие имели престолы без св. мощей, но имели антиминсы.
Так было и в Русской Церкви в первое время после принятия христианства.
Но с течением времени, сначала в Греческой, а потом и в Русской Церкви, антиминсы стали возлагаться и на престолы, освященные архиереями, но пока без св. мощей.
С 1675 г. в Русской Церкви был заведен обычай возлагать антиминсы со св. мощами во всех церквах, даже и освященных архиереями.
Антиминс, выданный архиереем священнику, стал, как бы видимым знаком полномочия священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея, выдавшего этот антиминс.
Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо. Внутри его полагается "губа," или по-гречески "муса."
Она знаменует ту губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа, висевшего на кресте, и служит для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь святых, живых и умерших, при погружении их в св. чашу при окончании Литургии.
Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат, который несколько больше его по размерам, и называется "илитоном" от греческого "илэо," что значит "обвертываю." Илитон изображает собою те пелены, которыми повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения