Подготовка к Великому посту
Страница 1 из 1
Запретный плод в наше время
Простой ответ на вопрос, почему до сих пор страдает человечество?
Да потому, - что мы до сих пор грызем плод, запрещенный Богом. Делаем, что нельзя, - грешим, завидуем, обманываем, прелюбодействуем, убиваем. И так происходит каждый день, каждую секунду.
А потом с плачем убегаем от Бога и виним всех подряд, но только не себя.
Почему мы радуемся Масленице?
Почему масленичную неделю справляли весело, хотя это уже начало поста, отказ от мясных кушаний? Потому что сам Великий пост перед Пасхой, Светлым Христовым Воскресением, встречался христианами радостно. Да, с покаянием, с усиленными молитвами и благотворительностью, но и с внутренним осознанием, что с Великим постом идет обновление вашего внутреннего состояния, обновление плоти и духа. Это невозможно объяснить, но возможно почувствовать, кто хоть раз держал этот пост.
Душа окрыляется и приближается к Богу. И что может быть еще радостнее для человека?
Иван Шмелёв писал в своем романе "Лето Господне": -
И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться.
И Александр Пушкин очень любил великопостную покаянную молитву Ефрема Сирина, на которую он написал знаменитое стихотворение:-
Отцы пустынники и жены непорочны...
А вы знали? История Масленицы
Масленица - не русский и даже не славянский праздник, как думают некоторые. Возможно, были проводы зимы и встреча весны у древних славян, но это никак не связано с подготовкой христиан к Великому посту перед Пасхой.
Еще в древней Византии был обычай подготовительных недель к длительному 47-дневному посту. Также прекращали есть мясо за неделю до поста и начиналась сырная неделя с переодеванием, масками и радостным настроением. Понятно, почему радостным. Ведь через каких-то полтора месяца будет праздник праздников - Светлое Христово Воскресение. Победа над смертью, радостное ликование ангелов и искупление прародительского греха Иисусом Христом, Господом нашим.
Один удивительный случай произошёл в Византии в 6 веке при христианском императоре Юстиниане. В церкви тогда еще устанавливались обычаи празднования разных церковных дат.
В 546 году император разрешил продавать мясо еще одну неделю перед великим постом.
Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел.
Народ не захотел нарушать установленного Церковью канона.
Это говорит о том, что установление подготовиленых недель перед великим постом было уже давним и традиционным для церкви.
И обычай радостно проводить сырную масленичную неделю остался во многих христианских странах, не только в православных. На западе, например, устраивают большие карнавальные шествия. В Бразилии это вообще уникальнейшее зрелище .
К сожалению, в последнее время это зрклище уже выходит за рамки по большей частью уже не с переодеванием, а раздеванием участвующих.
Так и на западе карнавалы превращаются в чисто политизированное зрелище
Еще в древней Византии был обычай подготовительных недель к длительному 47-дневному посту. Также прекращали есть мясо за неделю до поста и начиналась сырная неделя с переодеванием, масками и радостным настроением. Понятно, почему радостным. Ведь через каких-то полтора месяца будет праздник праздников - Светлое Христово Воскресение. Победа над смертью, радостное ликование ангелов и искупление прародительского греха Иисусом Христом, Господом нашим.
Один удивительный случай произошёл в Византии в 6 веке при христианском императоре Юстиниане. В церкви тогда еще устанавливались обычаи празднования разных церковных дат.
В 546 году император разрешил продавать мясо еще одну неделю перед великим постом.
Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел.
Народ не захотел нарушать установленного Церковью канона.
Это говорит о том, что установление подготовиленых недель перед великим постом было уже давним и традиционным для церкви.
И обычай радостно проводить сырную масленичную неделю остался во многих христианских странах, не только в православных. На западе, например, устраивают большие карнавальные шествия. В Бразилии это вообще уникальнейшее зрелище .
К сожалению, в последнее время это зрклище уже выходит за рамки по большей частью уже не с переодеванием, а раздеванием участвующих.
Так и на западе карнавалы превращаются в чисто политизированное зрелище
Из истории еще
В пятницу Сырной седмицы прп. Феодор Студит произнес слово, в котором призвал молиться за мир и за еретиков: «…не только о себе будем целеустремленно молиться, но и за мир, проявляя милость и щедрость к тем, кто живет грешной жизнью, и к тем, кто погряз в ересях…» [47].
Таким образом, смысл сырной седмицы и творимых в течение нее молитв не в том, чтобы только посрамить и опровергнуть, а в том, чтобы с любовию вернуть отпавших в лоно Церкви.
Не обходилось и в Византии без гуляний и языческих традиций. Так, на сырной седмице издревле практиковалось «переодевание». Недаром у Франциска Скуфа находим, в целом, характерное для Византии, а не только для Запада: «Образ, через который мужи и жены оказываются с масками, по обыкновению мясопустной седмицы» [48].
Следует отметить и то, что в Византии – как и впоследствии в лучшие времена на Руси – настрой сырной седмицы был подлинно покаянным, а не шуточно-балагурским. Это подтверждают слова прп. Феодора из того же слова:
«Но что? Ночью и днем мы воспеваем Господа согласно преданному нам святыми нашими отцами законодательству. Псалмопение сменяет псалмопение, чтение – чтение, молитва – молитву. В помышлении предстательство помыслов, в сердце изучение Божественных словес, благовременное безмолвие, приносящая пользу речь»..
В начале V в., свт. Иоанн Златоуст писал накануне Великой четыредесятницы, то есть тоже в период сырной седмицы: «Сегодня у нас яркий праздник и собрание ярче обычного. Но какова сему причина? Это достижение поста, я знаю, поста не настоящего, а ожидаемого… Если и ожидаемый он произвел в нас такое усердие, то явившись и осуществившись, какое он в нас вызовет благочестие?...». Таким образом, масляница – это не столько гуляние и веселие, сколько благочестивое преддверие поста или проекция поста на стремящуюся к подвигам и созерцанию жизнь.
Таким образом, сырная седмица, вошедшая в церковный обиход при Ираклии (VII в.), получившая особый устав при свт. Никифоре (IX в.) и трансформировавшаяся на Руси в масляницу с бурными гуляниями, кулачными боями, маскарадами и прочее (а на западе одно из ее ярких проявлений – венецианский карнавал) означала не празднование или аскезу саму по себе, а некое действие, которое в крайне целомудренном исполнении стремилось подчеркнуть чистоту веры.
Вселенская родительская суббота
9 марта.- Вселенская родительская суббота. Поминают усопших за всю историю человечества.
Подготовка к Великому посту
Подходит весна, а с ней то радостное чувство, что только в это время мы встречаем чудесный день Христова воскресения - Пасху красную. Красная в старом русском языке означает праздничная, чудесная, красивая.
Поэтому даже Великий пост перед Пасхой, который длится 48 дней, никак не может убрать этого радостного ожидания Праздника Праздников .
Но еще задолго до самого поста, а точнее за три недели, церковь начинает нас к нему подготаливать.
И первым, что мы вспоминаем, это притча о мытаре и фарисее
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы можете отвечать на сообщения