Молитва кресту
Страница 1 из 1
Молитва кресту
Вопрос:
В молитве «Да воскреснет Бог…» есть такие строки:
«О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми…».
Почему происходит обращение к предмету (ко кресту) как к одушевленному лицу?
Не является ли это поводом для упреков в идолопоклонстве?
Надо поставить принципиальный вопрос: к кому обращена данная молитва? – Она обращена к Богу, ибо начало ее взято из 67-го псалма.
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его.
Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом (Пс. 67: 2-4).
Святитель Афанасий Великий пишет:
«Слово это выражает побуждение Бога произвести суд над нечистыми демонами; потому что пришествием Его демоны лишены власти мучительствовать над людьми» (Толкование на псалмы. 67).
Слова этой молитвы «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень» являются классической метафорой.
Из святой Библии можно привести множество примеров поэтического обращения к неодушевленным предметам, как к живым:
– Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем (1Пар. 16: 32).
– Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, [говоря]: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас» (Ис. 14: 7-8 ).
– Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих (Ис. 49: 13).
– Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это (Иоиль 2: 21).
– Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен (Ис. 23: 1).
– Устыдись, Сидон; ибо [вот что] говорит море, крепость морская: «как бы ни мучилась я родами и ни рождала, и ни воспитывала юношей, ни возращала девиц» (Ис. 23: 4).
– И покраснеет луна, и устыдится солнце (Ис. 24: 23).
Если бы эти выражения встречались не в Священном Писании, а только в православной духовной литературе, то протестанты и представители сект не упустили бы возможность сказать о «неоязычестве», «идолопоклонстве».
Укоряют они нас и за поклонение кресту.
Вновь обратимся к священным текстам.
Дозволяет ли Слово Божие поклоняться святыням?
– Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним (Иис. 7: 6).
– А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. (Пс. 5: 8 ).
– Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! (Пс. 98: 5).
– Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его (Пс. 131: 7).
– Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою (Пс. 137: 2).
– Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. (Евр. 11: 21).
Крест для нас – великая святыня.
«Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, божественно и удивительно, но удивительнее всего – честный крест Его.
Ибо не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками.
Все это совершено крестом» (Св. Иоанн Дамаскин.
Точное изложение православной веры. Книга 4, гл. XI (84).
О кресте и еще о вере).
Чтобы избежать ложных обвинений, надо избавиться от предвзятости. Достаточно обратиться к православному богословию, чтобы убедиться, что Бог в Православии понимается как Всесовершенный Дух, Вездесущий и Всемогущий.
В молитве «Да воскреснет Бог…» есть такие строки:
«О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми…».
Почему происходит обращение к предмету (ко кресту) как к одушевленному лицу?
Не является ли это поводом для упреков в идолопоклонстве?
Надо поставить принципиальный вопрос: к кому обращена данная молитва? – Она обращена к Богу, ибо начало ее взято из 67-го псалма.
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его.
Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом (Пс. 67: 2-4).
Святитель Афанасий Великий пишет:
«Слово это выражает побуждение Бога произвести суд над нечистыми демонами; потому что пришествием Его демоны лишены власти мучительствовать над людьми» (Толкование на псалмы. 67).
Слова этой молитвы «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень» являются классической метафорой.
Из святой Библии можно привести множество примеров поэтического обращения к неодушевленным предметам, как к живым:
– Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем (1Пар. 16: 32).
– Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, [говоря]: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас» (Ис. 14: 7-8 ).
– Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих (Ис. 49: 13).
– Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это (Иоиль 2: 21).
– Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен (Ис. 23: 1).
– Устыдись, Сидон; ибо [вот что] говорит море, крепость морская: «как бы ни мучилась я родами и ни рождала, и ни воспитывала юношей, ни возращала девиц» (Ис. 23: 4).
– И покраснеет луна, и устыдится солнце (Ис. 24: 23).
Если бы эти выражения встречались не в Священном Писании, а только в православной духовной литературе, то протестанты и представители сект не упустили бы возможность сказать о «неоязычестве», «идолопоклонстве».
Укоряют они нас и за поклонение кресту.
Вновь обратимся к священным текстам.
Дозволяет ли Слово Божие поклоняться святыням?
– Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним (Иис. 7: 6).
– А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. (Пс. 5: 8 ).
– Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! (Пс. 98: 5).
– Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его (Пс. 131: 7).
– Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою (Пс. 137: 2).
– Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. (Евр. 11: 21).
Крест для нас – великая святыня.
«Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, божественно и удивительно, но удивительнее всего – честный крест Его.
Ибо не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками.
Все это совершено крестом» (Св. Иоанн Дамаскин.
Точное изложение православной веры. Книга 4, гл. XI (84).
О кресте и еще о вере).
Чтобы избежать ложных обвинений, надо избавиться от предвзятости. Достаточно обратиться к православному богословию, чтобы убедиться, что Бог в Православии понимается как Всесовершенный Дух, Вездесущий и Всемогущий.
Похожие темы
» Молитва
» Интересное о молитва в Библии
» О фильме «православным о Православии". Алексей Мельников
» Молитва и Дух Святой
» Молитва задержания
» Интересное о молитва в Библии
» О фильме «православным о Православии". Алексей Мельников
» Молитва и Дух Святой
» Молитва задержания
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения