Земля - творение земли
Страница 1 из 1
Земля - творение земли
Святитель Феофил Антиохийский
КНИГА ВТОРАЯ
13. И то, что Гезиод начинает сказание о творении мира с земных вещей, — есть мысль человеческая, уничижительная и безсильная в отношении Бога. Ибо человек, находясь внизу, начинает строить дом с земли и не может надлежащим образом возвести его и сделать крышу, если прежде не положит основания.
Могущество же Бога обнаруживается в том, что Он творит вещи из ничего и так, как Ему угодно.
Ибо «невозможное у человеков — возможно у Бога» (Лк. 8,27).
Посему и пророк говорит, что прежде всего Им сотворено небо наподобие кровли.
«В начале, говорит он, сотворил Бог небо» (Быт. 1,1), т.е. чрез Начало было сотворено небо, как выше я показал (См. гл. 10).
Называет же он землею — то, что некоторым образом служит грунтом и основанием; бездну — множество вод и тьму, так как созданное Богом небо, наподобие крыши, покрывало воды вместе с землею, и дух, который носился над водами, — тот, который дал Бог твари для ее оживотворения, как человеку душу, соединяя тонкое с тонким, (ибо дух тонок и вода тонка), дабы дух питал воду, а вода вместе с духом, проходя повсюду, питала все создание.
Сей единый дух, имея подобие света, находился между водою и небом, чтобы некоторым образом тьма не соприкасалась с небом, весьма близким к Богу, прежде нежели Бог сказал: «да будет свет».
Итак, небо, на подобие свода, обнимало все вещество, походившее тогда на глыбу.
Ибо другой пророк, именем Исаия сказал о небе: «Бог сотворил небо как свод и простер его как шатер для житья» (Ис. 40,22).
Посему повеление Бога, т.е. Слово Его, являющееся как свеча в заключенной комнате, осветило поднебесную, сотворив свет отдельно от мира.
«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью»; ибо подлинно человек не мог бы назвать свет днем или тьму ночью, ни прочим видам дать имена, если бы он не получил наименования от Творца Бога.
В самом начале повествования о сотворении мира священное Писание говорит не об этой тверди, которую мы видим, но о другом небе, для нас невидимом, по которому это видимое нами небо названо твердью и на котором хранится половина вод, чтобы служить человечеству для дождей, ливней и рос.
Другая часть воды оставлена в земле для рек, источников и морей.
Когда таким образом вода покрывала землю, особенно ее углубленные места. Бог чрез Слово Свое повелел собраться воде в одно место и появиться земле, которая прежде была невидима.
Земля сделалась видимою, но еще была неустроена.
Бог устроил и украсил ее всякого рода травами, семенами и растениями.
15. В четвертый день созданы светила. Бог в Своем предведении знал бредни суетных философов, которые в отвержение Бога станут говорить, что произведения на земле рождаются от светил; посему чтоб явна была истина, сотворены были растения и семена прежде светил; ибо позднейшее не может произвести того, что ему предшествует.
Это заключает в себе изображение великого таинства.
Ибо солнце есть образ Бога, а луна — человека. И как солнце превосходит луну могуществом и славою, так Бог далеко превосходит человека; и как солнце всегда бывает полно и не уменьшается, так Бог всегда пребывает совершен, полный всякого могущества, разума, мудрости, безсмертия и всякого блага.
Луна же образ человека, каждый месяц умаляется и как бы умирает, потом нарождается и увеличивается, представляя будущее воскресение.
Подобным образом те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости .
А четвертый день — образ человека, нуждающегося в свете, так что существуют Бог, Слово, Премудрость, человек. Потому и созданы светила в четвертый день.
И расположение звезд представляет экономию и порядок праведных, благочестивых и соблюдающих закон и заповеди Божий.
Ибо самые светлые и блестящие звезды суть образы пророков; почему они и пребывают неподвижны и не переходят с места на место.
Другие звезды менее светлые суть образ народа праведных.
Блуждающие же и двигающиеся с места на место, так называемые планеты, представляют собой их, которые отпадают от Бога и оставляют Его закон и повеления.
16. В пятый день созданы животные из воды и чрез их также открывается многоразличная премудрость Божия.
Ибо кто может исчислить их множество и разнообразие родов?
Притом были благословлены Богом созданные из воды, чтобы и это служило знамением того, что люди, которые приступают к истине, возрождаются и благословляются Богом, примут покаяние и отпущение грехов посредством воды и бани возрождения.
А киты и хищные птицы представляют подобие людей алчных и преступных. Ибо как между тварями плавающими и летающими, хотя они одного происхождения, есть такие, которые живут сообразно с своею природой и не обижают слабейших себя, но соблюдают закон Божий и питаются земными произрастениями, а некоторые из них преступают закон Божий плотоядением и обижают слабейших себя; так и люди праведные, сохраняющие закон Божий, никому не досаждают и не наносят обиды, но живут свято и праведно, а люди алчные, убийцы и безбожники подобны китам, зверям и птицам плотоядным, ибо они некоторым образом пожирают слабейших себя. Впрочем, род рыб и гадов хотя причастен благословения Божия, но не получил никакого особенного преимущества.
17. В шестой день Бог сотворил животных четвероногих, зверей и гадов, но не произнес благословения на них, сохраняя его для человека, которого намерен был создать в шестой день.
Животные четвероногие и звери суть также образ людей, которые не знают Бога, живут нечестиво, помышляют о земном и не раскаиваются.
Ибо обращающиеся от беззаконий и праведно живущие подобно птицам взлетают душою, помышляя о горнем и угождая воли Божией.
Не узнающие же Бога и нечестиво живущие подобны птицам, которые имеют перья но не могут, взлетать и носиться в высотах Божиих.
Такие люда имеют имя человеков, но мудрствуют о дольнем и земном, будучи отягчены грехами.
Звери получили свое имя от того, что они одичали, а не потому, чтобы изначала были злыми или ядовитыми, ибо ничего злого не было изначала сотворено Богом, но все было прекрасно; грех же человека испортил их, ибо с преступлением человека, и они преступили.
Если владыка дома хорошо ведет себя, то необходимо и слуги живут благочинно, если же господин согрешит, то и слуги также будут грешить; таким же образом произошло и то, что с согрешением человека, который есть господин всего, и служащие ему твари уклонились к злу.
Но когда человек опять возвратится в сообразное с своей природой состояние, тогда и те животные восстановятся в первоначальный образ кротости.
18. Что касается сотворения человека, то изобразить его — выше способности человека, хотя и кратко сказание о нем Священного Писания. Словами: «сотворим человека по образу и подобно Нашему» Бог во-первых, показывает достоинство человека.
Сотворив все словом. Он как бы почитал это маловажным, и только создание человека безсмертного почитает делом достойным Своих рук.
Далее как бы нуждаясь в помощи. Бог говорит: «сотворим человека по образу и подобию».
Ни кому другому сказал Он: «сотворим», как Своему Слову и Своей Премудрости. Сотворив человека и дав благословение на то, чтобы он размножался и наполнял землю, Бог все покорил его власти и господству и определил ему первоначально иметь пищу отплодов земных, семян, трав и овощей, предписывая в то же время и животным иметь одну пищу с человеком, и питаться им от всех произрастений земных.
19. Совершив таким образом небо и землю, и море и все, что в них, в шестой день, Бог «почил в седьмой день от всех дел, которые сотворил».
Затем Священное Писание все прежде сказанное заключает так: «Это — книга превосхождения неба и земли, когда они произошли в день, в который Бог сотворил небо и землю и всякий злак полевой, прежде нежели он вырос, и всякую траву полевую, прежде нежели она прозябла, ибо Бог не посылал еще дождя на землю и человека еще не было чтобы возделывать землю» (Быт. 2,4–5).
Этими словами оно показывает нам, что вся земля в то время была орошаема от божественного источника и не было нужды, чтобы возделывалась человеком, но земля все производила сама собою по повелению Божию, чтобы человек не был обременен тяжелым трудом.
Но дабы видно было сотворение человека, в предупреждение возможных между людьми нескончаемых споров на том основании, что было сказано Богом: «сотворим человека», а не показано Его сотворение, — Писание научает нас в следующих словах: «источник же исходит из земли и напоял все лицо земли, и создал Бог человека из персти от земли и вдунул в лицо его дыхание жизни и человек стал живою душой» (Быт. 2,6–7).
Поэтому весьма многими душа названа безсмертной. По создании человека, Бог избрал ему в восточных странах местопребывание, прекрасно светом, сияющее чистейшим воздухом, богатое разнообразными растениями, и в нем поставил человека.
35. Божественный закон запрещает нам поклоняться не только идолам, но и стихиям: солнцу, луне и прочим звездам. Кроме того, не должны мы служить ни небу, ни земле, ни морю, ни источникам или рекам.
Только единому истинному Богу и Творцу вселенной мы должны поклоняться в праведности сердца и с чистым умом.
Посему говорит святой закон: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай жены ближнего твоего».
Подобным образом говорят и пророки.
Так Соломон учит нас не грешить глазами, говоря: «глаза твои да видят правое и вежди твои да помавают на праведное» (Притч. 4,25).
И сам Моисей, также пророк, говорит о единовластительстве Божием: «это — ваш Бог, Который утвердил небо и создал землю.
Которого руки сотворили все воинство небесное, и Он создал не для того, чтобы вы ходили за ними».
Также Исаия говорит: «так говорит Господь Бог, утвердивший небо и основавший землю и то, что на ней, и давший дыхание людям, живущим на ней, и дух попирающим ее:
Сей Господь Бог ваш» (Ис. 42,5 и дал.).
И еще у него же говорит Бог:
«Я сотворил землю и человека на ней, Я утвердил небо рукою Моей» (Ис. 44,12).
И в другой главе: «Это Бог ваш, устроивший края земли; Он не взалчети не утомится, и неизследима Его мудрость» (Ис. 40,28).
Подобным образом Иеремия говорит:
«Он сотворил землю силою Своей, устроил вселенную премудростью Своею, и разумом Своим простер небо и множество воды на небе, и извел облака от края земли, сотворил молнии пред дождем и ветры из Сокровищ Своих» (Иерем. 10,12).
КНИГА ВТОРАЯ
13. И то, что Гезиод начинает сказание о творении мира с земных вещей, — есть мысль человеческая, уничижительная и безсильная в отношении Бога. Ибо человек, находясь внизу, начинает строить дом с земли и не может надлежащим образом возвести его и сделать крышу, если прежде не положит основания.
Могущество же Бога обнаруживается в том, что Он творит вещи из ничего и так, как Ему угодно.
Ибо «невозможное у человеков — возможно у Бога» (Лк. 8,27).
Посему и пророк говорит, что прежде всего Им сотворено небо наподобие кровли.
«В начале, говорит он, сотворил Бог небо» (Быт. 1,1), т.е. чрез Начало было сотворено небо, как выше я показал (См. гл. 10).
Называет же он землею — то, что некоторым образом служит грунтом и основанием; бездну — множество вод и тьму, так как созданное Богом небо, наподобие крыши, покрывало воды вместе с землею, и дух, который носился над водами, — тот, который дал Бог твари для ее оживотворения, как человеку душу, соединяя тонкое с тонким, (ибо дух тонок и вода тонка), дабы дух питал воду, а вода вместе с духом, проходя повсюду, питала все создание.
Сей единый дух, имея подобие света, находился между водою и небом, чтобы некоторым образом тьма не соприкасалась с небом, весьма близким к Богу, прежде нежели Бог сказал: «да будет свет».
Итак, небо, на подобие свода, обнимало все вещество, походившее тогда на глыбу.
Ибо другой пророк, именем Исаия сказал о небе: «Бог сотворил небо как свод и простер его как шатер для житья» (Ис. 40,22).
Посему повеление Бога, т.е. Слово Его, являющееся как свеча в заключенной комнате, осветило поднебесную, сотворив свет отдельно от мира.
«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью»; ибо подлинно человек не мог бы назвать свет днем или тьму ночью, ни прочим видам дать имена, если бы он не получил наименования от Творца Бога.
В самом начале повествования о сотворении мира священное Писание говорит не об этой тверди, которую мы видим, но о другом небе, для нас невидимом, по которому это видимое нами небо названо твердью и на котором хранится половина вод, чтобы служить человечеству для дождей, ливней и рос.
Другая часть воды оставлена в земле для рек, источников и морей.
Когда таким образом вода покрывала землю, особенно ее углубленные места. Бог чрез Слово Свое повелел собраться воде в одно место и появиться земле, которая прежде была невидима.
Земля сделалась видимою, но еще была неустроена.
Бог устроил и украсил ее всякого рода травами, семенами и растениями.
15. В четвертый день созданы светила. Бог в Своем предведении знал бредни суетных философов, которые в отвержение Бога станут говорить, что произведения на земле рождаются от светил; посему чтоб явна была истина, сотворены были растения и семена прежде светил; ибо позднейшее не может произвести того, что ему предшествует.
Это заключает в себе изображение великого таинства.
Ибо солнце есть образ Бога, а луна — человека. И как солнце превосходит луну могуществом и славою, так Бог далеко превосходит человека; и как солнце всегда бывает полно и не уменьшается, так Бог всегда пребывает совершен, полный всякого могущества, разума, мудрости, безсмертия и всякого блага.
Луна же образ человека, каждый месяц умаляется и как бы умирает, потом нарождается и увеличивается, представляя будущее воскресение.
Подобным образом те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости .
А четвертый день — образ человека, нуждающегося в свете, так что существуют Бог, Слово, Премудрость, человек. Потому и созданы светила в четвертый день.
И расположение звезд представляет экономию и порядок праведных, благочестивых и соблюдающих закон и заповеди Божий.
Ибо самые светлые и блестящие звезды суть образы пророков; почему они и пребывают неподвижны и не переходят с места на место.
Другие звезды менее светлые суть образ народа праведных.
Блуждающие же и двигающиеся с места на место, так называемые планеты, представляют собой их, которые отпадают от Бога и оставляют Его закон и повеления.
16. В пятый день созданы животные из воды и чрез их также открывается многоразличная премудрость Божия.
Ибо кто может исчислить их множество и разнообразие родов?
Притом были благословлены Богом созданные из воды, чтобы и это служило знамением того, что люди, которые приступают к истине, возрождаются и благословляются Богом, примут покаяние и отпущение грехов посредством воды и бани возрождения.
А киты и хищные птицы представляют подобие людей алчных и преступных. Ибо как между тварями плавающими и летающими, хотя они одного происхождения, есть такие, которые живут сообразно с своею природой и не обижают слабейших себя, но соблюдают закон Божий и питаются земными произрастениями, а некоторые из них преступают закон Божий плотоядением и обижают слабейших себя; так и люди праведные, сохраняющие закон Божий, никому не досаждают и не наносят обиды, но живут свято и праведно, а люди алчные, убийцы и безбожники подобны китам, зверям и птицам плотоядным, ибо они некоторым образом пожирают слабейших себя. Впрочем, род рыб и гадов хотя причастен благословения Божия, но не получил никакого особенного преимущества.
17. В шестой день Бог сотворил животных четвероногих, зверей и гадов, но не произнес благословения на них, сохраняя его для человека, которого намерен был создать в шестой день.
Животные четвероногие и звери суть также образ людей, которые не знают Бога, живут нечестиво, помышляют о земном и не раскаиваются.
Ибо обращающиеся от беззаконий и праведно живущие подобно птицам взлетают душою, помышляя о горнем и угождая воли Божией.
Не узнающие же Бога и нечестиво живущие подобны птицам, которые имеют перья но не могут, взлетать и носиться в высотах Божиих.
Такие люда имеют имя человеков, но мудрствуют о дольнем и земном, будучи отягчены грехами.
Звери получили свое имя от того, что они одичали, а не потому, чтобы изначала были злыми или ядовитыми, ибо ничего злого не было изначала сотворено Богом, но все было прекрасно; грех же человека испортил их, ибо с преступлением человека, и они преступили.
Если владыка дома хорошо ведет себя, то необходимо и слуги живут благочинно, если же господин согрешит, то и слуги также будут грешить; таким же образом произошло и то, что с согрешением человека, который есть господин всего, и служащие ему твари уклонились к злу.
Но когда человек опять возвратится в сообразное с своей природой состояние, тогда и те животные восстановятся в первоначальный образ кротости.
18. Что касается сотворения человека, то изобразить его — выше способности человека, хотя и кратко сказание о нем Священного Писания. Словами: «сотворим человека по образу и подобно Нашему» Бог во-первых, показывает достоинство человека.
Сотворив все словом. Он как бы почитал это маловажным, и только создание человека безсмертного почитает делом достойным Своих рук.
Далее как бы нуждаясь в помощи. Бог говорит: «сотворим человека по образу и подобию».
Ни кому другому сказал Он: «сотворим», как Своему Слову и Своей Премудрости. Сотворив человека и дав благословение на то, чтобы он размножался и наполнял землю, Бог все покорил его власти и господству и определил ему первоначально иметь пищу отплодов земных, семян, трав и овощей, предписывая в то же время и животным иметь одну пищу с человеком, и питаться им от всех произрастений земных.
19. Совершив таким образом небо и землю, и море и все, что в них, в шестой день, Бог «почил в седьмой день от всех дел, которые сотворил».
Затем Священное Писание все прежде сказанное заключает так: «Это — книга превосхождения неба и земли, когда они произошли в день, в который Бог сотворил небо и землю и всякий злак полевой, прежде нежели он вырос, и всякую траву полевую, прежде нежели она прозябла, ибо Бог не посылал еще дождя на землю и человека еще не было чтобы возделывать землю» (Быт. 2,4–5).
Этими словами оно показывает нам, что вся земля в то время была орошаема от божественного источника и не было нужды, чтобы возделывалась человеком, но земля все производила сама собою по повелению Божию, чтобы человек не был обременен тяжелым трудом.
Но дабы видно было сотворение человека, в предупреждение возможных между людьми нескончаемых споров на том основании, что было сказано Богом: «сотворим человека», а не показано Его сотворение, — Писание научает нас в следующих словах: «источник же исходит из земли и напоял все лицо земли, и создал Бог человека из персти от земли и вдунул в лицо его дыхание жизни и человек стал живою душой» (Быт. 2,6–7).
Поэтому весьма многими душа названа безсмертной. По создании человека, Бог избрал ему в восточных странах местопребывание, прекрасно светом, сияющее чистейшим воздухом, богатое разнообразными растениями, и в нем поставил человека.
35. Божественный закон запрещает нам поклоняться не только идолам, но и стихиям: солнцу, луне и прочим звездам. Кроме того, не должны мы служить ни небу, ни земле, ни морю, ни источникам или рекам.
Только единому истинному Богу и Творцу вселенной мы должны поклоняться в праведности сердца и с чистым умом.
Посему говорит святой закон: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай жены ближнего твоего».
Подобным образом говорят и пророки.
Так Соломон учит нас не грешить глазами, говоря: «глаза твои да видят правое и вежди твои да помавают на праведное» (Притч. 4,25).
И сам Моисей, также пророк, говорит о единовластительстве Божием: «это — ваш Бог, Который утвердил небо и создал землю.
Которого руки сотворили все воинство небесное, и Он создал не для того, чтобы вы ходили за ними».
Также Исаия говорит: «так говорит Господь Бог, утвердивший небо и основавший землю и то, что на ней, и давший дыхание людям, живущим на ней, и дух попирающим ее:
Сей Господь Бог ваш» (Ис. 42,5 и дал.).
И еще у него же говорит Бог:
«Я сотворил землю и человека на ней, Я утвердил небо рукою Моей» (Ис. 44,12).
И в другой главе: «Это Бог ваш, устроивший края земли; Он не взалчети не утомится, и неизследима Его мудрость» (Ис. 40,28).
Подобным образом Иеремия говорит:
«Он сотворил землю силою Своей, устроил вселенную премудростью Своею, и разумом Своим простер небо и множество воды на небе, и извел облака от края земли, сотворил молнии пред дождем и ветры из Сокровищ Своих» (Иерем. 10,12).
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы можете отвечать на сообщения