Хлеб - квасной или пресный?
Страница 1 из 1
Хлеб - квасной или пресный?
Православные причащаются квасным хлебом, а католики опресноками. Всегда читала о том, что на Тайной Вечери был квасной хлеб, поэтому православная традиция правильная, но у о. Александра Меня в книге «Православное богослужение», напротив, написано, что на еврейскую пасху мог быть только пресный хлеб, поэтому католики и причащаются опресноками, но, как он считал, это не имеет принципиального значения, и использование квасного хлеба также оправдано, т. к. в праздники употреблялся квасной хлеб.
Есть очень хорошая книга, автор ее архимандрит Киприан Керн «Евхаристия», в ней излагается и богословское учение нашей Церкви о Таинстве Евхаристии и способ ее совершения, история литургии.
Более кратко на ту же тему пишет протопресвитер Александр Шмеман в книге «За жизнь мира».
Теперь по сути Вашего вопроса.
Что касается квасного и пресного хлеба, то вопрос этот давний, весьма дискуссионный.
По нему есть как точки зрения, доказывающие, что хлеб, который употребил Спаситель на Евхаристии, был квасной, об этом, в частности, свидетельствует греческое слово в Священном Писании Нового Завета, а именно «артос», которое указывает именно на квасной хлеб.
И тут, кстати, момент ветхозаветной вечери, во время которой этот хлеб употреблялся.
Есть точки зрения о том, что это все же был пресный хлеб, со ссылкой на соответствующее место из апостола Павла о «хлебе безквасия, который должны употреблять христиане».
Постепенно образовались две различные традиции Восточной и Западной Церкви с употребление либо пресного либо квасного хлеба.
Но не будем считать, что это то главное, или даже то существенное, что разделяет нас с католиками.
Еще в 11 веке, когда произошла трагедия отпадения Западной Церкви от единства Церкви Вселенской, патриарх Антиохийский Петр, современник этих событий, писал: «если бы латиняне оставили главенство Папы и ложное учение Святого Духа от Отца и Сына, то мы могли бы простить им и оставить им все остальное, даже и пресный хлеб».
Вот так, наиболее трезво и мудро отцы Церкви рассуждали уже в 11 веке. Подобным образом давайте будем рассуждать и мы с Вами.
Есть очень хорошая книга, автор ее архимандрит Киприан Керн «Евхаристия», в ней излагается и богословское учение нашей Церкви о Таинстве Евхаристии и способ ее совершения, история литургии.
Более кратко на ту же тему пишет протопресвитер Александр Шмеман в книге «За жизнь мира».
Теперь по сути Вашего вопроса.
Что касается квасного и пресного хлеба, то вопрос этот давний, весьма дискуссионный.
По нему есть как точки зрения, доказывающие, что хлеб, который употребил Спаситель на Евхаристии, был квасной, об этом, в частности, свидетельствует греческое слово в Священном Писании Нового Завета, а именно «артос», которое указывает именно на квасной хлеб.
И тут, кстати, момент ветхозаветной вечери, во время которой этот хлеб употреблялся.
Есть точки зрения о том, что это все же был пресный хлеб, со ссылкой на соответствующее место из апостола Павла о «хлебе безквасия, который должны употреблять христиане».
Постепенно образовались две различные традиции Восточной и Западной Церкви с употребление либо пресного либо квасного хлеба.
Но не будем считать, что это то главное, или даже то существенное, что разделяет нас с католиками.
Еще в 11 веке, когда произошла трагедия отпадения Западной Церкви от единства Церкви Вселенской, патриарх Антиохийский Петр, современник этих событий, писал: «если бы латиняне оставили главенство Папы и ложное учение Святого Духа от Отца и Сына, то мы могли бы простить им и оставить им все остальное, даже и пресный хлеб».
Вот так, наиболее трезво и мудро отцы Церкви рассуждали уже в 11 веке. Подобным образом давайте будем рассуждать и мы с Вами.
Похожие темы
» Светлое Христово Воскресение, Пасха - история, вопросы, ответы
» Булочки, ватрушки, хлеб, сладкие пироги
» Булочки, ватрушки, хлеб, сладкие пироги
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы можете отвечать на сообщения