Крещение - "Таинства и обряды Православной Церкви"
Страница 1 из 1
Крещение - "Таинства и обряды Православной Церкви"
Учебное пособие по литургике
Глава II . Богослужение Таинств Крещения и Миропомазания
Таинство Крещения установлено Господом Иисусом Христом.
В одно из Своих явлений ученикам Воскресший Христос сказал им:
«Дадеся ми всяка власть на Небеси и на "земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28, 19).
Принимая во внимание еще и слова Спасителя, сказанные Никодиму:
«Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5),
можно увидеть, что форма совершения Таинства и священнодействия его получили прямое установление из уст Самого Христа.
К ним относились научение основным догматам православной веры, покаяние в грехах и заблуждениях, тайна духовного рождения при погружении в воду Крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В обязанность апостолов и их преемников вменялся еще и постоянный бдительный надзор после Крещения, чтобы человек научился соблюдать все, заповеданное Христом.
На первых порах Церкви Христовой при обилии благодатных даров не было строгой последовательности в совершении Крещения, не было и большой продолжительности в подготовке лиц, принимающих это Таинство.
Так, апостол Филипп, посланный ангелом, окрестил евнуха царицы Кандакии (Деян. 8, 38).
Апостол Павел, после чудесного явления ангела в темнице, тотчас же крестил уверовавшего в Спасителя темничного стража и его семью (Деян. 16, 33). \
Апостол Петр неотложно крестил сотника Корнилия и его домочадцев (Деян. 10, 47).
Но такой исключительный характер существования Церкви Христовой не мог быть продолжительным и потребовал от иерархов Церкви необходимость ввести определенный порядок в подготовке к Таинству Крещения и в совершении его чинопоследования.
Мужи апостольские ( I — нач. II вв.) совершали крещение с апостольской простотой.
В последование Крещения при них входило:
1/ оглашение (наставление в истинах веры);
2/ покаяние с отречением от прежних заблуждений и грехов;
3/ устное исповедание веры во Христа и 4/ само духовное рождение при погружении в воду Крещения с произнесением слов:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
В конце II и в III веках в чин Крещения вводится ряд новых действий: чтение заклинательных молитв перед Крещением, отречение от сатаны, сочетание Христу, освящение воды перед погружением крещаемого и помазание всего тела елеем.
В это же время входит в обычай облачать новокрещенного в белые одежды и надевание (возложение) креста.
В IV и V веках составляются многие молитвы, которые и теперь существуют в чинах оглашения и освящения воды.
Чинопоследование этого Таинства, сформировавшееся в Византии к X веку, перешло и на Русь. Оно совершалось в согласии с указанием Требника.
Глава II . Богослужение Таинств Крещения и Миропомазания
4. История формирования чинопоследования Крещения
Таинство Крещения установлено Господом Иисусом Христом.
В одно из Своих явлений ученикам Воскресший Христос сказал им:
«Дадеся ми всяка власть на Небеси и на "земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28, 19).
Принимая во внимание еще и слова Спасителя, сказанные Никодиму:
«Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5),
можно увидеть, что форма совершения Таинства и священнодействия его получили прямое установление из уст Самого Христа.
К ним относились научение основным догматам православной веры, покаяние в грехах и заблуждениях, тайна духовного рождения при погружении в воду Крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В обязанность апостолов и их преемников вменялся еще и постоянный бдительный надзор после Крещения, чтобы человек научился соблюдать все, заповеданное Христом.
На первых порах Церкви Христовой при обилии благодатных даров не было строгой последовательности в совершении Крещения, не было и большой продолжительности в подготовке лиц, принимающих это Таинство.
Так, апостол Филипп, посланный ангелом, окрестил евнуха царицы Кандакии (Деян. 8, 38).
Апостол Павел, после чудесного явления ангела в темнице, тотчас же крестил уверовавшего в Спасителя темничного стража и его семью (Деян. 16, 33). \
Апостол Петр неотложно крестил сотника Корнилия и его домочадцев (Деян. 10, 47).
Но такой исключительный характер существования Церкви Христовой не мог быть продолжительным и потребовал от иерархов Церкви необходимость ввести определенный порядок в подготовке к Таинству Крещения и в совершении его чинопоследования.
Мужи апостольские ( I — нач. II вв.) совершали крещение с апостольской простотой.
В последование Крещения при них входило:
1/ оглашение (наставление в истинах веры);
2/ покаяние с отречением от прежних заблуждений и грехов;
3/ устное исповедание веры во Христа и 4/ само духовное рождение при погружении в воду Крещения с произнесением слов:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
В конце II и в III веках в чин Крещения вводится ряд новых действий: чтение заклинательных молитв перед Крещением, отречение от сатаны, сочетание Христу, освящение воды перед погружением крещаемого и помазание всего тела елеем.
В это же время входит в обычай облачать новокрещенного в белые одежды и надевание (возложение) креста.
В IV и V веках составляются многие молитвы, которые и теперь существуют в чинах оглашения и освящения воды.
Чинопоследование этого Таинства, сформировавшееся в Византии к X веку, перешло и на Русь. Оно совершалось в согласии с указанием Требника.
Наречение имени
В первый период богослужебного порядка на Руси наречение имени совершалось в храме в восьмой день.
Это видно из жития преподобного Феодосия Печерского.
Примечателен обычай многих лиц при принятии имен христианских оставлять за собой и имена языческие.
Под этими именами были известны Владимир, в святом крещении Василий, Борис — Роман, Глеб — Давид и другие.
Эта практика сохранялась в единообразии до XV века, когда в Требниках стали помещать молитвы «о дитяти», «о родильнице и женах, присутствующих при рождении» и «о бабе», принимающей роды.
В рукописном Требнике этого времени ( XV век) все эти молитвы составляют самостоятельную главу с надписью «Молитва дитяти имя нарещи».
Порядок чтения молитв в ней следующий:
молитва на наречение имени, молитва матери, прилучившимся же нам, храму (дому) и бабе (акушерке).
В XVI веке количество и разнообразие молитв возрастает.
Появляются молитвы с одним общим названием «Молитвы роженице и младенцу».
Они отделены от молитв, которые читались в восьмой день после рождения младенца и имеют особую надпись.
Когда нужно будет «имя нарещи младенцу, — говорится в одном памятнике этого времени, — тогда станет иерей вне храма (дома) в дверях и речет молитву прежде «храму, в немже младенец родися», а затем «молитву жене, егда родит».
После этих молитв священник кадил весь дом и, знаменуя крестообразно дитя, читал молитвы «имя нарещи младенцу», «жене по рождении и всем женам прилучившимся» и «бабе», принимавшей роды.
Имя новорожденному младенцу давалось по воле родителей в честь одного из святых, чтимых в Русской Церкви.
Поэтому каждый славянин должен был носить одно имя, но на деле выходило так, что до реформы, произведенной Петром Великим, многие русские носили по два имени.
Имя нарекалось или отцом семейства, или священником.
Это видно из жития преподобного Феодосия Печерского.
Примечателен обычай многих лиц при принятии имен христианских оставлять за собой и имена языческие.
Под этими именами были известны Владимир, в святом крещении Василий, Борис — Роман, Глеб — Давид и другие.
Эта практика сохранялась в единообразии до XV века, когда в Требниках стали помещать молитвы «о дитяти», «о родильнице и женах, присутствующих при рождении» и «о бабе», принимающей роды.
В рукописном Требнике этого времени ( XV век) все эти молитвы составляют самостоятельную главу с надписью «Молитва дитяти имя нарещи».
Порядок чтения молитв в ней следующий:
молитва на наречение имени, молитва матери, прилучившимся же нам, храму (дому) и бабе (акушерке).
В XVI веке количество и разнообразие молитв возрастает.
Появляются молитвы с одним общим названием «Молитвы роженице и младенцу».
Они отделены от молитв, которые читались в восьмой день после рождения младенца и имеют особую надпись.
Когда нужно будет «имя нарещи младенцу, — говорится в одном памятнике этого времени, — тогда станет иерей вне храма (дома) в дверях и речет молитву прежде «храму, в немже младенец родися», а затем «молитву жене, егда родит».
После этих молитв священник кадил весь дом и, знаменуя крестообразно дитя, читал молитвы «имя нарещи младенцу», «жене по рождении и всем женам прилучившимся» и «бабе», принимавшей роды.
Имя новорожденному младенцу давалось по воле родителей в честь одного из святых, чтимых в Русской Церкви.
Поэтому каждый славянин должен был носить одно имя, но на деле выходило так, что до реформы, произведенной Петром Великим, многие русские носили по два имени.
Имя нарекалось или отцом семейства, или священником.
Молитвы сорокового дня
Практика чтения сороковых молитв перед Крещением младенца имеет глубокие исторические корни.
Известно, что в X веке в Константинополе детей не крестили очень рано.
Они подходили ко Крещению по степенно: в 8-й день по рождении они получали имя, в 40-й день воцерковлялись, «становились христианами», как говорят источники, еще перед Крещением.
Они получали право входить в храм и слушать чтения.
Становились оглашенными — «иже ко просвещению» — на 4-й седмице Великого поста, вероятно, несколько лет спустя.
Затем отрекались от диавола и сочетались Христу в Великий Пяток, во время чинопоследования, которое совершал Патриарх перед вечерней с Литургией Преждеосвященных Даров.
И, наконец, на вечерне Великой субботы они получали Крещение и Миропомазание от Патриарха, пока в храме читались паремии Великой субботы.
Согласно памятникам XIV века воцерковление младенца и чтение очистительных молитв матери совершалось в сороковой день.
Во всех Требниках этого времени оно предшествует Таинству Крещения.
После наречения имени и воцерковления, младенца готовили ко Крещению через наставление в христианской вере, именуемое оглашением.
Известно, что в X веке в Константинополе детей не крестили очень рано.
Они подходили ко Крещению по степенно: в 8-й день по рождении они получали имя, в 40-й день воцерковлялись, «становились христианами», как говорят источники, еще перед Крещением.
Они получали право входить в храм и слушать чтения.
Становились оглашенными — «иже ко просвещению» — на 4-й седмице Великого поста, вероятно, несколько лет спустя.
Затем отрекались от диавола и сочетались Христу в Великий Пяток, во время чинопоследования, которое совершал Патриарх перед вечерней с Литургией Преждеосвященных Даров.
И, наконец, на вечерне Великой субботы они получали Крещение и Миропомазание от Патриарха, пока в храме читались паремии Великой субботы.
Согласно памятникам XIV века воцерковление младенца и чтение очистительных молитв матери совершалось в сороковой день.
Во всех Требниках этого времени оно предшествует Таинству Крещения.
После наречения имени и воцерковления, младенца готовили ко Крещению через наставление в христианской вере, именуемое оглашением.
Чин оглашения
Оглашение связано с разъяснением основных истин христианства, изложенных в Символе веры, заповедях Божиих и молитве Господней.
Оглашенным, то есть получающим наставление в истинах веры, человек становится через церковную молитву о нем.
В храме эту молитву совершает епископ или же по его благословению пресвитер, готовящий человека к Таинству Крещения.
Участвует в этой молитве и церковная община, в общение с которой оглашаемый вводится благословением священника.
Обучение основам христианской веры известно уже было в апостольский период.
О сотруднике апостола Павла Аполлосе в книге Деяний апостольских сказано:
«Сей оглашен был пути Господню» (Деян. 18, 25).
Со II века устанавливается строго определенный порядок и в подготовке к Крещению, и в его совершении.
Готовящемуся приступить к Таинству Крещения надлежало прийти к епископу и засвидетельствовать перед ним, преемником апостольского служения, свое желание стать членом Церкви.
Получив от поручителей сведения о нравственных качествах его души в семейной и общественной жизни и искренности его обращения, епископ благословлял занести его имя в церковный «катастих» — книгу, содержащую список оглашенных и членов церковной общины для молитвы и поминовения за богослужением. Вместе с испытанием оглашенному назначалось покаяние. Поэтому чин оглашения часто совершали в дни Великиго поста, как особо предназначенные для молитвы и покаяния.
В древности приготовление ко Крещению было длительным по времени — от 40 дней до трех лет. В этом приготовлении особое место отводились деятельности восприемника-свидетеля, вникавшего в существо жизни оглашенного и становившегося свидетелем пред епископом или пресвитером искренности намерений приходящего стать членом Церкви.
Восприемники поручались пред Богом за твердость обещаний оглашаемого и брали на себя обязанность быть непосредственными помощниками пастыря в деле научения оглашаемого истинам веры, нормам христианской нравственности, законам молитвы, а также поведению за богослужением. К восприемникам священник обращается перед каждым молитвословием чина с призывом:
«Господу помолимся».
Совместная молитва священника, восприемников и членов общины направлена на то, чтобы отрешилась его (оглашаемого) ветхость и он исполнился силы Святого Духа и через соединение со Христом соделался чадом Царствия Божия.
При крещении младенцев молитва об оглашенном совершается на том месте, где и само Крещение.
Когда же готовятся к Крещению взрослые люди, то молитве об оглашенном предшествует чинопоследование принятия их в Церковь.
Иноверцев: иудеев, магометан, язычников и прочих, над которыми не было совершено Таинство Крещения во имя Святой Троицы, готовят — в соответствии с практикой Древней Церкви — на протяжении сорока и более дней.
Когда новообращенный засвидетельствует перед пастырем, как представителем церковной иерархии, искренность и осознанность своего обращения к христианской вере, то ему нарекается христианское имя, чем полагается начало первоначального союза между ним и Церковью, затем происходит оглашение первое, со стоящее из отречений от прежних заблуждений в вере, на следующий день — оглашение второе, при совершении которого оглашаемый свидетельствует свою веру в догматы Церкви.
В завершение бывает оглашение третье, содержащее «молитвы во еже сотворити оглашеннаго».
«Желающий огласиться, — говорится в Постановлениях Апостольских ( IV век), — пусть оглашается три года, но если кто прилежен и имеет благорасположение к делу (Крещения), да будет принят; ибо ценится не время, но говение» (кн.8, гл.32).
Безотлагательно Крещение совершалось только в случае опасной болезни новокрещаемого, с тем условием, чтобы по выздоровлении он был надлежащим образом научен истинам святой веры (Лаодиок. Собор, прав. 47).
Оглашенные весь период подготовки к Крещению проводили в посте и молитвах, посещали церковные службы и с сердечным сокрушением каялись в содеянных грехах.
В храме они находились до возглашения диакона: «Елицы оглашеннии изыдите».
В Иерусалимской Церкви в IV веке оглашаемые слушали толкование Священного Писания ежедневно в течение 3-х часов.
Оглашение продолжалось 7 недель, а по окончании этого срока им давался для заучивания Символ веры.
В это время и в Иерусалимской, и в Константинопольской Церквах чин оглашения совершался торжественно.
Благодатные впечатления этих дней позволяли новокрещенным сохранять произносимые ими обеты до конца жизни, исполняя их своими делами.
В последующее время, когда целые государства принимали христианство, преобладающее большинство среди крещаемых стали составлять дети до семи лет.
Это привело к сокращению чина и самого периода оглашения.
В Русской Церкви сведения о совершении огласительных молитв чина начинаются с XI — XII веков. В указанный период чтение этих молитв совершалось в различное время: для болгарина, половчанина и чухонца оно начиналось за 40 дней, для славянина за 8 дней до Крещения.
Для ребенка чтение молитв соединялось с самим Крещением. Молитвы огласительные были те же самые, какие читаются и в настоящее время, с тем только различием, что каждая читалась по 10 раз.
Оглашенным, то есть получающим наставление в истинах веры, человек становится через церковную молитву о нем.
В храме эту молитву совершает епископ или же по его благословению пресвитер, готовящий человека к Таинству Крещения.
Участвует в этой молитве и церковная община, в общение с которой оглашаемый вводится благословением священника.
Обучение основам христианской веры известно уже было в апостольский период.
О сотруднике апостола Павла Аполлосе в книге Деяний апостольских сказано:
«Сей оглашен был пути Господню» (Деян. 18, 25).
Со II века устанавливается строго определенный порядок и в подготовке к Крещению, и в его совершении.
Готовящемуся приступить к Таинству Крещения надлежало прийти к епископу и засвидетельствовать перед ним, преемником апостольского служения, свое желание стать членом Церкви.
Получив от поручителей сведения о нравственных качествах его души в семейной и общественной жизни и искренности его обращения, епископ благословлял занести его имя в церковный «катастих» — книгу, содержащую список оглашенных и членов церковной общины для молитвы и поминовения за богослужением. Вместе с испытанием оглашенному назначалось покаяние. Поэтому чин оглашения часто совершали в дни Великиго поста, как особо предназначенные для молитвы и покаяния.
В древности приготовление ко Крещению было длительным по времени — от 40 дней до трех лет. В этом приготовлении особое место отводились деятельности восприемника-свидетеля, вникавшего в существо жизни оглашенного и становившегося свидетелем пред епископом или пресвитером искренности намерений приходящего стать членом Церкви.
Восприемники поручались пред Богом за твердость обещаний оглашаемого и брали на себя обязанность быть непосредственными помощниками пастыря в деле научения оглашаемого истинам веры, нормам христианской нравственности, законам молитвы, а также поведению за богослужением. К восприемникам священник обращается перед каждым молитвословием чина с призывом:
«Господу помолимся».
Совместная молитва священника, восприемников и членов общины направлена на то, чтобы отрешилась его (оглашаемого) ветхость и он исполнился силы Святого Духа и через соединение со Христом соделался чадом Царствия Божия.
При крещении младенцев молитва об оглашенном совершается на том месте, где и само Крещение.
Когда же готовятся к Крещению взрослые люди, то молитве об оглашенном предшествует чинопоследование принятия их в Церковь.
Иноверцев: иудеев, магометан, язычников и прочих, над которыми не было совершено Таинство Крещения во имя Святой Троицы, готовят — в соответствии с практикой Древней Церкви — на протяжении сорока и более дней.
Когда новообращенный засвидетельствует перед пастырем, как представителем церковной иерархии, искренность и осознанность своего обращения к христианской вере, то ему нарекается христианское имя, чем полагается начало первоначального союза между ним и Церковью, затем происходит оглашение первое, со стоящее из отречений от прежних заблуждений в вере, на следующий день — оглашение второе, при совершении которого оглашаемый свидетельствует свою веру в догматы Церкви.
В завершение бывает оглашение третье, содержащее «молитвы во еже сотворити оглашеннаго».
«Желающий огласиться, — говорится в Постановлениях Апостольских ( IV век), — пусть оглашается три года, но если кто прилежен и имеет благорасположение к делу (Крещения), да будет принят; ибо ценится не время, но говение» (кн.8, гл.32).
Безотлагательно Крещение совершалось только в случае опасной болезни новокрещаемого, с тем условием, чтобы по выздоровлении он был надлежащим образом научен истинам святой веры (Лаодиок. Собор, прав. 47).
Оглашенные весь период подготовки к Крещению проводили в посте и молитвах, посещали церковные службы и с сердечным сокрушением каялись в содеянных грехах.
В храме они находились до возглашения диакона: «Елицы оглашеннии изыдите».
В Иерусалимской Церкви в IV веке оглашаемые слушали толкование Священного Писания ежедневно в течение 3-х часов.
Оглашение продолжалось 7 недель, а по окончании этого срока им давался для заучивания Символ веры.
В это время и в Иерусалимской, и в Константинопольской Церквах чин оглашения совершался торжественно.
Благодатные впечатления этих дней позволяли новокрещенным сохранять произносимые ими обеты до конца жизни, исполняя их своими делами.
В последующее время, когда целые государства принимали христианство, преобладающее большинство среди крещаемых стали составлять дети до семи лет.
Это привело к сокращению чина и самого периода оглашения.
В Русской Церкви сведения о совершении огласительных молитв чина начинаются с XI — XII веков. В указанный период чтение этих молитв совершалось в различное время: для болгарина, половчанина и чухонца оно начиналось за 40 дней, для славянина за 8 дней до Крещения.
Для ребенка чтение молитв соединялось с самим Крещением. Молитвы огласительные были те же самые, какие читаются и в настоящее время, с тем только различием, что каждая читалась по 10 раз.
Молитвы запрещений в чине оглашения
Помимо научения оглашаемого истинам веры в чинопоследование входят молитвы запрещения нечистых духов.
Чтение их всегда было и остается важным и ответственным моментом в деле подготовки оглашаемого к Таинству Крещения.
Именем Божиим изгоняли из людей нечистых духов апостолы.
«И бесы нам повинуются о Имени Твоем»,— говорили они Христу (Лк. 10, 7).
Тем же оружием изгоняли бесов и христиане.
В Древней Церкви, начиная с конца II века, заклинатели были не только священники, но и специально на то посвященные лица — экзорцисты.
По благословению епископа они читали заклинательные молитвы над нуждающимися в них.
В основу молитв запрещения положено призывание Имени Божия и воспоминание земной жизни Господа Иисуса Христа, который пришел в мир разрушить мучительство диавола и победить «сопротивные силы».
«Всякий демон, — говорит святой мученик Иустин Философ, — побеждается и покоряется через призывание Имени Сына Божия, «перворожденного всей твари» (Кол. 1, 15), Который родился от Девы и сделался страждущим Человеком, был распят... и умер, и воскрес из мертвых, и вознесся на Небо».
Чтение этих молитв во время приготовления ко Крещению всегда было делом важным и ответственным и для священника, и для оглашаемого.
В деле подготовки ко Крещению огромное значение имеет сила произносимых молитв, сочетаемая с дерзновением иерея и верой оглашаемого.
В Древней Церкви запретительные молитвы читались над оглашаемым в течение нескольких дней.
Святитель Симеон Солунский ( XIV в.) указывает, что «не однажды только надобно читать положенные в начале (чина Крещения) заклинания и другие молитвы, а несколько раз.
Ибо в Требнике написано читать их восемь или десять, так как в Церкви в древности было обыкновение, чтобы оглашающие иереи в каждый из се ми дней прочитывали их над крещаемыми, а в восьмой день — ... архиерей или имевший крестить иерей».
В Русской Церкви в XIV веке чин оглашения удерживал многие особенности. Огласительные молитвы читались также по десять раз.
Слова четвертой молитвы «Изжени от него...» произносились единожды.
Вопросы об отрицании от сатаны произносились раздельно и пять ответов на них повторялись по трижды.
В XV веке огласительные молитвы читались по три раза каждая.
Практика читать их по десять раз соблюдалась только при крещении старых евреев.
В XVI веке число огласительных молитв оставалось тем же.
Но в практику начал входить обычай читать их один раз, хотя допускалось читать их три и даже четыре раза.
При Крещении иноверцев продолжали читать до десяти раз.
Перед чтением молитв священник троекратно дул в лицо крещаемого и благословлял чело, уста и грудь его.
Те же части тела благословлялись при однократном чтении слов «Изжени от него всякого лукавого и нечистого духа».
Чтение их всегда было и остается важным и ответственным моментом в деле подготовки оглашаемого к Таинству Крещения.
Именем Божиим изгоняли из людей нечистых духов апостолы.
«И бесы нам повинуются о Имени Твоем»,— говорили они Христу (Лк. 10, 7).
Тем же оружием изгоняли бесов и христиане.
В Древней Церкви, начиная с конца II века, заклинатели были не только священники, но и специально на то посвященные лица — экзорцисты.
По благословению епископа они читали заклинательные молитвы над нуждающимися в них.
В основу молитв запрещения положено призывание Имени Божия и воспоминание земной жизни Господа Иисуса Христа, который пришел в мир разрушить мучительство диавола и победить «сопротивные силы».
«Всякий демон, — говорит святой мученик Иустин Философ, — побеждается и покоряется через призывание Имени Сына Божия, «перворожденного всей твари» (Кол. 1, 15), Который родился от Девы и сделался страждущим Человеком, был распят... и умер, и воскрес из мертвых, и вознесся на Небо».
Чтение этих молитв во время приготовления ко Крещению всегда было делом важным и ответственным и для священника, и для оглашаемого.
В деле подготовки ко Крещению огромное значение имеет сила произносимых молитв, сочетаемая с дерзновением иерея и верой оглашаемого.
В Древней Церкви запретительные молитвы читались над оглашаемым в течение нескольких дней.
Святитель Симеон Солунский ( XIV в.) указывает, что «не однажды только надобно читать положенные в начале (чина Крещения) заклинания и другие молитвы, а несколько раз.
Ибо в Требнике написано читать их восемь или десять, так как в Церкви в древности было обыкновение, чтобы оглашающие иереи в каждый из се ми дней прочитывали их над крещаемыми, а в восьмой день — ... архиерей или имевший крестить иерей».
В Русской Церкви в XIV веке чин оглашения удерживал многие особенности. Огласительные молитвы читались также по десять раз.
Слова четвертой молитвы «Изжени от него...» произносились единожды.
Вопросы об отрицании от сатаны произносились раздельно и пять ответов на них повторялись по трижды.
В XV веке огласительные молитвы читались по три раза каждая.
Практика читать их по десять раз соблюдалась только при крещении старых евреев.
В XVI веке число огласительных молитв оставалось тем же.
Но в практику начал входить обычай читать их один раз, хотя допускалось читать их три и даже четыре раза.
При Крещении иноверцев продолжали читать до десяти раз.
Перед чтением молитв священник троекратно дул в лицо крещаемого и благословлял чело, уста и грудь его.
Те же части тела благословлялись при однократном чтении слов «Изжени от него всякого лукавого и нечистого духа».
Отречение от сатаны
Наряду с молитвами запрещения Церковь требовала от оглашаемого отречения от сатаны.
Об обряде отречения свидетельствует вся древняя церковная практика.
Постановления Апостольские предписывают иереям научить оглашаемого, как совершить это отречение.
Дионисий Ареопагит пишет, что оглашаемые совершали дуновение и плюновение на диавола, знаменуя тем его осуждение (О церковной иерархии, гл.З).
Святой Григорий Богослов свидетельствует:
«Приступающие ко крещению отрицались от диавола не только словами, но и самым делом, одеждою и телодвижением.
Ибо без одежды и обуви стояли, простирая руки на запад» (Слово о Крещении).
О таком образе отречения, сохраняемом со времен апостольских, говорит и святой Василий Великий в первом Тайноводственном поучении.
Поэтому чин отречения является необходимым элементом в подготовке ко Святому Крещению.
На Руси отрицание от сатаны в XI — XII вв. произносилось пятнадцать раз вместо трех.
Это происходило от разделения нынешнего вопроса
«Отрицаешься ли сатаны и всех дел его...» на пять частей и повторения их до трех раз.
После каждого из трех вопросов крещающийся или восприемник говорил: «Отрицаюсь».
Отрицание от сатаны происходило с поднятием рук к небу, как это предписано делать и в настоящее время.
Нифонт, епископ Новгородский, объясняя значение этого обряда Кирику, говорил, что «этим гнали невидимого врага».
В XIV веке чин оглашения удерживал многие особенности. Огласительные молитвы читались также по десять раз.
Слова четвертой молитвы «Изжени от него всякий лукавый и нечистый дух...» произносились единожды.
Вопросы об отрицании от сатаны произносились раздельно и пять ответов на них повторялись по трижды.
На беса дули, но не плевали.
В XV веке слова «Изжени от него...» произносились однажды.
Относительно вопросов крещаемому об отречении от сатаны стала входить практика, сходная с нынешней.
Вместо дуновения на диавола начали употреблять более выразительное действие — плюновение.
Практика прежнего времени — только дуть — тоже сохранилась.
Выбор действия предоставлялся совершителю Таинства.
В XVI веке число вопросов и ответов при отрицании сатаны осталось прежним.
Отречение оканчивалось или троекратным дуновением на запад, или плюновением вместо дуновения.
И делалось это один или три раза.
Об обряде отречения свидетельствует вся древняя церковная практика.
Постановления Апостольские предписывают иереям научить оглашаемого, как совершить это отречение.
Дионисий Ареопагит пишет, что оглашаемые совершали дуновение и плюновение на диавола, знаменуя тем его осуждение (О церковной иерархии, гл.З).
Святой Григорий Богослов свидетельствует:
«Приступающие ко крещению отрицались от диавола не только словами, но и самым делом, одеждою и телодвижением.
Ибо без одежды и обуви стояли, простирая руки на запад» (Слово о Крещении).
О таком образе отречения, сохраняемом со времен апостольских, говорит и святой Василий Великий в первом Тайноводственном поучении.
Поэтому чин отречения является необходимым элементом в подготовке ко Святому Крещению.
На Руси отрицание от сатаны в XI — XII вв. произносилось пятнадцать раз вместо трех.
Это происходило от разделения нынешнего вопроса
«Отрицаешься ли сатаны и всех дел его...» на пять частей и повторения их до трех раз.
После каждого из трех вопросов крещающийся или восприемник говорил: «Отрицаюсь».
Отрицание от сатаны происходило с поднятием рук к небу, как это предписано делать и в настоящее время.
Нифонт, епископ Новгородский, объясняя значение этого обряда Кирику, говорил, что «этим гнали невидимого врага».
В XIV веке чин оглашения удерживал многие особенности. Огласительные молитвы читались также по десять раз.
Слова четвертой молитвы «Изжени от него всякий лукавый и нечистый дух...» произносились единожды.
Вопросы об отрицании от сатаны произносились раздельно и пять ответов на них повторялись по трижды.
На беса дули, но не плевали.
В XV веке слова «Изжени от него...» произносились однажды.
Относительно вопросов крещаемому об отречении от сатаны стала входить практика, сходная с нынешней.
Вместо дуновения на диавола начали употреблять более выразительное действие — плюновение.
Практика прежнего времени — только дуть — тоже сохранилась.
Выбор действия предоставлялся совершителю Таинства.
В XVI веке число вопросов и ответов при отрицании сатаны осталось прежним.
Отречение оканчивалось или троекратным дуновением на запад, или плюновением вместо дуновения.
И делалось это один или три раза.
Сочетание Христу
Сочетание Христу всегда было одним из центральных моментов оглашения. Первые упоминания о нем относятся ко II — III векам.
Произносимые обеты требовали от крещаемого верности до конца жизни. Единение со Христом со стороны оглашаемого выражалось чтением Символа веры.
Уже в IV — V веках утвердился обычай исповедовать веру приступившим ко Крещению «в словах точных и определенных, по установлен ной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих».
О таком обычае, существовавшем в Риме, говорит блаженный Августин.
В Русской Церкви сохранялся общий порядок сочетания Христу, но с местными особенностями.
В XIV веке вопрос о сочетании Христу выражался словами:
«Обещаваешися ли Христу?»
После поклонения Богу оглашаемого не было восклицания священника: «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися и в разум истины прийти».
В XV веке этот возглас все еще не произносился.
В XVI веке вопрос о сочетании Христу выражался теми же словами: «Обещаваешися ли Христу?»
После слов священника «И поклонишися Ему» восприемник с младенцем кланялись, не произнося никаких слов.
Символ веры вместо восприемника иногда читал диакон.
Оглашение заканчивалось, как и ныне, чтением молитвы «Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего», после чего священник и все остальные входили в храм.
До этого времени оглашаемый мог находиться только пред вратами храма.
И все подходили к купели Крещения.
Произносимые обеты требовали от крещаемого верности до конца жизни. Единение со Христом со стороны оглашаемого выражалось чтением Символа веры.
Уже в IV — V веках утвердился обычай исповедовать веру приступившим ко Крещению «в словах точных и определенных, по установлен ной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих».
О таком обычае, существовавшем в Риме, говорит блаженный Августин.
В Русской Церкви сохранялся общий порядок сочетания Христу, но с местными особенностями.
В XIV веке вопрос о сочетании Христу выражался словами:
«Обещаваешися ли Христу?»
После поклонения Богу оглашаемого не было восклицания священника: «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися и в разум истины прийти».
В XV веке этот возглас все еще не произносился.
В XVI веке вопрос о сочетании Христу выражался теми же словами: «Обещаваешися ли Христу?»
После слов священника «И поклонишися Ему» восприемник с младенцем кланялись, не произнося никаких слов.
Символ веры вместо восприемника иногда читал диакон.
Оглашение заканчивалось, как и ныне, чтением молитвы «Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего», после чего священник и все остальные входили в храм.
До этого времени оглашаемый мог находиться только пред вратами храма.
И все подходили к купели Крещения.
Чин Крещения
Каждый крещаемый — и младенец, и взрослый — нуждается в помощи восприемников.
По разумению Церкви, ими могут быть верующие люди православного исповедания, сознательно вникающие в смысл Священного Писания, Таинств и священнодействий Церкви и понимающие его в соответствии с церковным учением.
В лице восприемников Церковь видит «хранителей веры и благочестия», соучастников Предания Церкви — той жизни и Истины, которые дарует Господь.
По правилам Церкви необходимым считается один восприемник: мужчина для крещения лиц мужского пола и женщина для крещаемых женского пола. Так было и в Древней Церкви.
Церковь всегда совершала крещение младенцев наряду с крещением взрослых.
Когда ученики Спасителя возбраняли приведшим к Нему детей, чтобы Он возложил на них руки и помолился, Сам Христос сказал: «Не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19, 14).
Священное Писание нового Завета упоминает о крещении нескольких семей: апосто лом Петром — дома Корнилия (Деян. 10), апостолом Павлом — тем ничного стража и всех его домочадцев (Деян. 16, 33), начальника синагоги со всем его домом (Деян. 18, 8 ), дома Стефанова (1 Кор. 1, 16), несомненно, указывая на присутствие в них детей.
Для послеапостольского времени практика крещения детей вполне очевидна. Ориген ( II — III вв.) свидетельствует, что «Церковь приняла предание от апостолов преподавать Крещение и младенцам».
Святой Ириней, епископ Лионский, и учитель Церкви Тертуллиан также свидетельствуют, что крещение детей было обычным явлением.
В Постановлениях Апостольских имеется указание, что детей следует крестить прежде взрослых.
Во времена святого Киприана Карфагенского считалось неполезным откладывать Крещение даже до восьмого дня.
По свидетельствам святых Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского, крещение детей было общепринятой практикой.
В Русской Церкви в первый период ее богослужебной жизни было принято крестить ребенка в сороковой день по рождении.
В XI веке основанием для такого обычая усматривалась нечистота матери, продолжающаяся 40 дней.
Указание на подобную практику находим в житии преподобного Феодосия Печерского и в первых русских летописях.
В XIV веке преобладал обычай, отображенный в 22-м правиле Никейского (1 Вселенского) Собора:
«...Женщины пусть будут восприемницы детей женского пола, а мужчины восприемниками мужского пола».
Иметь несколько восприемников при Крещении было исключением в это время.
В XV веке случаи иметь при Крещении двух восприемников были повсеместны.
Церковная иерархия обличала такой обычай как неправо мерный.
В XVI веке иметь двух восприемников было уже делом обычным.
По разумению Церкви, ими могут быть верующие люди православного исповедания, сознательно вникающие в смысл Священного Писания, Таинств и священнодействий Церкви и понимающие его в соответствии с церковным учением.
В лице восприемников Церковь видит «хранителей веры и благочестия», соучастников Предания Церкви — той жизни и Истины, которые дарует Господь.
По правилам Церкви необходимым считается один восприемник: мужчина для крещения лиц мужского пола и женщина для крещаемых женского пола. Так было и в Древней Церкви.
Церковь всегда совершала крещение младенцев наряду с крещением взрослых.
Когда ученики Спасителя возбраняли приведшим к Нему детей, чтобы Он возложил на них руки и помолился, Сам Христос сказал: «Не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19, 14).
Священное Писание нового Завета упоминает о крещении нескольких семей: апосто лом Петром — дома Корнилия (Деян. 10), апостолом Павлом — тем ничного стража и всех его домочадцев (Деян. 16, 33), начальника синагоги со всем его домом (Деян. 18, 8 ), дома Стефанова (1 Кор. 1, 16), несомненно, указывая на присутствие в них детей.
Для послеапостольского времени практика крещения детей вполне очевидна. Ориген ( II — III вв.) свидетельствует, что «Церковь приняла предание от апостолов преподавать Крещение и младенцам».
Святой Ириней, епископ Лионский, и учитель Церкви Тертуллиан также свидетельствуют, что крещение детей было обычным явлением.
В Постановлениях Апостольских имеется указание, что детей следует крестить прежде взрослых.
Во времена святого Киприана Карфагенского считалось неполезным откладывать Крещение даже до восьмого дня.
По свидетельствам святых Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского, крещение детей было общепринятой практикой.
В Русской Церкви в первый период ее богослужебной жизни было принято крестить ребенка в сороковой день по рождении.
В XI веке основанием для такого обычая усматривалась нечистота матери, продолжающаяся 40 дней.
Указание на подобную практику находим в житии преподобного Феодосия Печерского и в первых русских летописях.
В XIV веке преобладал обычай, отображенный в 22-м правиле Никейского (1 Вселенского) Собора:
«...Женщины пусть будут восприемницы детей женского пола, а мужчины восприемниками мужского пола».
Иметь несколько восприемников при Крещении было исключением в это время.
В XV веке случаи иметь при Крещении двух восприемников были повсеместны.
Церковная иерархия обличала такой обычай как неправо мерный.
В XVI веке иметь двух восприемников было уже делом обычным.
Последний раз редактировалось: Мечта (Пн Мар 26, 2012 1:21 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Освящение воды
Практика Древней Церкви требовала освящения воды перед погружением в нее крещаемых. Она прослеживается как явление церковной жизни со II — III веков.
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, писал, что «вода должна быть прежде освящена священником, чтобы при Крещении она могла омыть грехи человека крещаемого».
В жизнеописании святой мученицы Пелагии ( III век) повествуется о крещении ее епископом Калионом.
«Епископ, подняв к небу руки, начал молиться. Вдруг внезапно истек пред ним из земли источник воды живой.
Увидев такое чудо, епископ прославил Бога, но был смущен тем, что стыдился крестить Пелагию обнаженной.
После его второй молитвы Пелагия увидела двух светоносных юношей, стоящих у источника и держащих в руках своих светлые покрывала.
Тогда епископ освятил воду, произнеся над нею такую молитву:
«Царь всей твари, творящий Ангела ми своими духов, служителями Своими — огнь пылающий, сделай меня достойным принести Тебе духовную жертву — эту девицу, которую Ты мне послал.
Причти ее к лику избранных Твоих, дабы в день Царствия Твоего и она с пятью мудрыми девами вошла в чертог Христа Твоего с возжженными светильниками».
Совершив молитву, епископ сподобил святого Крещения блаженную Пелагию во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и причастил частицей Тела Христова.
В житии святителя Василия великого (IV век) говорится о его Крещении. «Купив себе белые одежды, какие требовалось иметь принимающим Крещение, Василий отправился в Иерусалим, где просил епископа Иерусалимского Максима крестить его в Иордане.
На берегу реки Василий пал на землю и со слезами молил Бога, чтобы Он явил ему какое-либо знамение для укрепления веры.
Потом, с трепетом встав, он снял свои одежды, а вместе с ними «отложил ветхого человека» (Еф. 4, 32) и, войдя в воду, молился.
Когда святитель подошел, чтобы окрестить его, внезапно спала на них огненная молния, и вышедший из той молнии голубь погрузился в Иордан и, всколыхнув воду, улетел на небо...
Приняв Крещение, Василий вышел из воды, и епископ, дивясь его любви к Богу, облек его в одежду Христова воскресения, совершая при сем молитву. Потом помазал его миром и причастил Божественных Даров».
Обычай освящать воду для Таинства Крещения из греческой Церкви перешел в Русскую.
Памятники XI — XII веков говорят, что «вода Крещения осенялась крестным знамением».
Кроме этого произносилась мирная ектения и читалась молитва на освящение воды.
Памятники XIV века указывают, что в чине Крещения великая ектения имела только два прошения об освящении воды и два о крещаемом.
В XV веке добавился обычай перед началом чина Крещения кадить воду и трижды благословлять ее свечой.
Великая ектения продолжала оставаться в сокращенном виде.
При троекратном произнесении слов «Велий еси, Господи...» священник трижды благословлял воду.
При словах «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы» он, согласно с позднейшей греческой практикой, только дул на воду и благословлял ее, но не погружал в нее перстов.
В XVI веке перед началом Крещения священник также совершал каждение вокруг купели, затем, взяв в руки зажженную свечу, трижды благословлял ею воду и потом уже произносил возглас: «Благословенно Царство...»
Иногда подобное же благословение воды горящей свечой совершалось священником после слов «о еже святитеся воде сей силою...», а иногда при словах молитвы «Да сокрушатся под знаменем образа Креста Твоего». Великая ектения оставалась короче нынешней.
Слова молитвы «Ты убо Человеколюбче Царю» положено было произносить единожды, а не три раза, как в нынешнем Требнике.
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, писал, что «вода должна быть прежде освящена священником, чтобы при Крещении она могла омыть грехи человека крещаемого».
В жизнеописании святой мученицы Пелагии ( III век) повествуется о крещении ее епископом Калионом.
«Епископ, подняв к небу руки, начал молиться. Вдруг внезапно истек пред ним из земли источник воды живой.
Увидев такое чудо, епископ прославил Бога, но был смущен тем, что стыдился крестить Пелагию обнаженной.
После его второй молитвы Пелагия увидела двух светоносных юношей, стоящих у источника и держащих в руках своих светлые покрывала.
Тогда епископ освятил воду, произнеся над нею такую молитву:
«Царь всей твари, творящий Ангела ми своими духов, служителями Своими — огнь пылающий, сделай меня достойным принести Тебе духовную жертву — эту девицу, которую Ты мне послал.
Причти ее к лику избранных Твоих, дабы в день Царствия Твоего и она с пятью мудрыми девами вошла в чертог Христа Твоего с возжженными светильниками».
Совершив молитву, епископ сподобил святого Крещения блаженную Пелагию во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и причастил частицей Тела Христова.
В житии святителя Василия великого (IV век) говорится о его Крещении. «Купив себе белые одежды, какие требовалось иметь принимающим Крещение, Василий отправился в Иерусалим, где просил епископа Иерусалимского Максима крестить его в Иордане.
На берегу реки Василий пал на землю и со слезами молил Бога, чтобы Он явил ему какое-либо знамение для укрепления веры.
Потом, с трепетом встав, он снял свои одежды, а вместе с ними «отложил ветхого человека» (Еф. 4, 32) и, войдя в воду, молился.
Когда святитель подошел, чтобы окрестить его, внезапно спала на них огненная молния, и вышедший из той молнии голубь погрузился в Иордан и, всколыхнув воду, улетел на небо...
Приняв Крещение, Василий вышел из воды, и епископ, дивясь его любви к Богу, облек его в одежду Христова воскресения, совершая при сем молитву. Потом помазал его миром и причастил Божественных Даров».
Обычай освящать воду для Таинства Крещения из греческой Церкви перешел в Русскую.
Памятники XI — XII веков говорят, что «вода Крещения осенялась крестным знамением».
Кроме этого произносилась мирная ектения и читалась молитва на освящение воды.
Памятники XIV века указывают, что в чине Крещения великая ектения имела только два прошения об освящении воды и два о крещаемом.
В XV веке добавился обычай перед началом чина Крещения кадить воду и трижды благословлять ее свечой.
Великая ектения продолжала оставаться в сокращенном виде.
При троекратном произнесении слов «Велий еси, Господи...» священник трижды благословлял воду.
При словах «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы» он, согласно с позднейшей греческой практикой, только дул на воду и благословлял ее, но не погружал в нее перстов.
В XVI веке перед началом Крещения священник также совершал каждение вокруг купели, затем, взяв в руки зажженную свечу, трижды благословлял ею воду и потом уже произносил возглас: «Благословенно Царство...»
Иногда подобное же благословение воды горящей свечой совершалось священником после слов «о еже святитеся воде сей силою...», а иногда при словах молитвы «Да сокрушатся под знаменем образа Креста Твоего». Великая ектения оставалась короче нынешней.
Слова молитвы «Ты убо Человеколюбче Царю» положено было произносить единожды, а не три раза, как в нынешнем Требнике.
Освящение елея и помазание им воды и крещаемого
Постановления Апостольские (IV век) свидетельствуют, что после того, как пресвитер помажет освященным елеем чело, грудь и спину оглашаемых, диаконы помазывают все тело готовящихся к Крещению мужчин, а диакониссы — женщин (см. Дмитриевский А. Богослуже ние...).
В «Луге Духовном» говорится о Кононе, пресвитере монастыря Пентуклы (VI в.).
Как великому старцу, ему было поручено совершать Крещение, «и он стал помазывать (елеем) и крестить приходивших к нему».
Памятники Русской Церкви XI — XII веков говорят, что «крещаемый мазался маслом».
Владимирский Собор 1274 года принял решение:
«Мазать крещаемого маслом деревянным по третьем оглашении, говоря: «Мажется раб Божий маслом радости во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Мазали на всех составах.
XIV век отобразил практику, когда после помазания священником известных частей тела диакон или кто-то из служащих помазывал все тело крещаемого без произнесения возглашаемых в настоящее время слов.
В XV веке помазание совершалось по-прежнему, но кое-где начало входить в обыкновение при помазании крещаемого маслом произнесение слов «Мажется раб Божий маслом радости...»
При этом помазывалось все тело крещаемого.
Возглас «Благословен Бог, просвещали и освящаяй всякого человека...» произносился священником после помазания крещаемого елеем.
Но он был редким исключением в практике этого времени.
В XVI веке по освящении елея священник брал «спичку, сущую в сосуде масляном», с пением «третицею аллилуиа» трижды делал ею крест на воде. Или же трижды возливал елей прямо из сосуда в воду.
Затем священник омакивал свой перст в сосуд с елеем, произносил слова «Помазуется он сице елеем возрадования...» и помазывал им чело, перси и плечи (по одним памятникам); чело, очи, перси, плечи и междорамие (по другим).
Слов при этом никаких не произносилось.
После священника все тело крещаемого мазал диакон.
В «Луге Духовном» говорится о Кононе, пресвитере монастыря Пентуклы (VI в.).
Как великому старцу, ему было поручено совершать Крещение, «и он стал помазывать (елеем) и крестить приходивших к нему».
Памятники Русской Церкви XI — XII веков говорят, что «крещаемый мазался маслом».
Владимирский Собор 1274 года принял решение:
«Мазать крещаемого маслом деревянным по третьем оглашении, говоря: «Мажется раб Божий маслом радости во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Мазали на всех составах.
XIV век отобразил практику, когда после помазания священником известных частей тела диакон или кто-то из служащих помазывал все тело крещаемого без произнесения возглашаемых в настоящее время слов.
В XV веке помазание совершалось по-прежнему, но кое-где начало входить в обыкновение при помазании крещаемого маслом произнесение слов «Мажется раб Божий маслом радости...»
При этом помазывалось все тело крещаемого.
Возглас «Благословен Бог, просвещали и освящаяй всякого человека...» произносился священником после помазания крещаемого елеем.
Но он был редким исключением в практике этого времени.
В XVI веке по освящении елея священник брал «спичку, сущую в сосуде масляном», с пением «третицею аллилуиа» трижды делал ею крест на воде. Или же трижды возливал елей прямо из сосуда в воду.
Затем священник омакивал свой перст в сосуд с елеем, произносил слова «Помазуется он сице елеем возрадования...» и помазывал им чело, перси и плечи (по одним памятникам); чело, очи, перси, плечи и междорамие (по другим).
Слов при этом никаких не произносилось.
После священника все тело крещаемого мазал диакон.
Погружение крещаемого в воду и облачение в белые одежды
Само Крещение всегда совершалось через троекратное погружение в воду во имя Святой Троицы.
Правила святых апостолов повелевают совершать Крещение «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (прав. 49—50).
Начиная со II — III веков на новокрещенного надевалась белая одежда и возлагался крест, предварительно освященный.
Литургические па мятники Русской Церкви говорят, что у нас Крещение совершалось через троекратное погружение крещаемого в освященные воды купели.
Но от этого правила были отступления.
Так, в XIV веке митрополит Киприан писал:
«При крещении «не обливати водою, но погружати,... глаголати же на каждо погружение едино имя Живоначальныя Троицы, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Акты исторические, т. I , с.477).
При крещении нескольких детей мужского и женского пола всех их, по на ставлению митрополита Киприана, должно погружать в одну купель, но «первее мужеских крестити, потом женских, за благочиние мужскому полу давать предпочтение.
При крещении возрастных, лиц женского пола крестить особо от мужчин» (Там же, с.477).
После Крещения непосредственно следовало облачение новокрещенного в белые одежды без произнесения и пения слов «Ризу мне подаждь...» За облачением следовала ектения, в которой были особые прошения о новокрещенном.
В XVI веке Требники предписывали священнику брать в руки младенца, произносить слова «Благословен Бог просвещали и освящаяй всякого человека...» и троекратно погружать его в купель.
При первом погружении священник говорил:«Крещается раб Божий, имя рек, во имя Отца — аминь», при втором: «И Сына — аминь», и при третьем: «И Святаго Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Дальнейший порядок был согласен либо с практикой XV века, либо с Требниками современными.
Правила святых апостолов повелевают совершать Крещение «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (прав. 49—50).
Начиная со II — III веков на новокрещенного надевалась белая одежда и возлагался крест, предварительно освященный.
Литургические па мятники Русской Церкви говорят, что у нас Крещение совершалось через троекратное погружение крещаемого в освященные воды купели.
Но от этого правила были отступления.
Так, в XIV веке митрополит Киприан писал:
«При крещении «не обливати водою, но погружати,... глаголати же на каждо погружение едино имя Живоначальныя Троицы, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Акты исторические, т. I , с.477).
При крещении нескольких детей мужского и женского пола всех их, по на ставлению митрополита Киприана, должно погружать в одну купель, но «первее мужеских крестити, потом женских, за благочиние мужскому полу давать предпочтение.
При крещении возрастных, лиц женского пола крестить особо от мужчин» (Там же, с.477).
После Крещения непосредственно следовало облачение новокрещенного в белые одежды без произнесения и пения слов «Ризу мне подаждь...» За облачением следовала ектения, в которой были особые прошения о новокрещенном.
В XVI веке Требники предписывали священнику брать в руки младенца, произносить слова «Благословен Бог просвещали и освящаяй всякого человека...» и троекратно погружать его в купель.
При первом погружении священник говорил:«Крещается раб Божий, имя рек, во имя Отца — аминь», при втором: «И Сына — аминь», и при третьем: «И Святаго Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Дальнейший порядок был согласен либо с практикой XV века, либо с Требниками современными.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения