НОЕВ КОВЧЕГ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Практика крещения в древнее время

Перейти вниз

Практика крещения в древнее время Empty Практика крещения в древнее время

Сообщение  Мечта Вс Апр 22, 2012 10:00 am

В первые века христианства Церковь находилась ещё в стадии миссионерства – она со своим словом, проповедью и таинством Крещения обращалась прежде всего к взрослым.
Но, укрепившись в своих силах, Церковь начинает смотреть на детей, рождённых в её лоне, как на своих собственных детей.

Об этом пишет протопресвитер Александр Шмеман в своей книге о крещении «Водою и Духом»:
«Новорождённый ребёнок принадлежит семье.
У него нет какого-либо автономного существования; его жизнь полностью определяется и формируется – как в настоящем, так и в ближайшем будущем – этой принадлежностью.
И семья – если это христианская семья – принадлежит Церкви, находит в Церкви источник, содержание и трансцендентную цель своего существования в качестве семьи.
Поэтому ребёнок, который принадлежит семье и в более конкретном, биологическом смысле – матери, тем самым принадлежит Церкви, есть поистине её ребёнок, уже принесённый, препорученный Богу» .

Протестанты считают крещение младенцев ничем не оправданным дополнением к учению Иисуса Христа и утверждают, что первоначальная практика христианской Церкви состояла в крещении только сознательно принявших веру взрослых.
Но это утверждение является малозначимым аргументом, который не имеет своего подтверждения в церковной истории.

Если практика крещения детей была нововведением, как же она распространилась повсюду и утвердилась и на христианском Востоке, и на христианском Западе, не вызвав при этом никакого сопротивления со стороны христиан?
Ведь верующие первых веков были очень ревностны и строги в отношении как богословских вопросов, так и практики церковной, и если бы крещение младенцев было делом новым, оно смогло бы утвердиться только после больших споров, в результате борьбы, а, быть может, и разделений.
Однако история Церкви ничего нам не сообщает о спорах среди христиан по поводу крещения младенцев.

Впервые интенсивные возражения против крещения детей появились в Германии в XVI веке со стороны анабаптистов, на протяжении всех же предшествующих 15-ти веков после Рождества Христова.

Начиная со времён апостольских, крещение детей было повсеместно известно.
В книге Деяний Апостольских неоднократно повествуется, что апостолы крестили целые семейства, а следовательно и детей.
Крестились Лидия и домашние её (Деян.16,15), весь дом некоего темничного стража (Деян.16,30-39); Павел «крестил Стефанов дом» (1 Кор.1,16).
Апостолы крестили целую общину самаритян (Деян.8,14-17).

Крещение младенцев не было в Древней Церкви общепринятой традицией, но скорее довольно редким исключением.
Достаточно вспомнить специальные увещания Отцов IV в., обращенные к откладывающим крещение христианам.
Эти увещания стали появляться, когда благодаря государственному статусу христианской религии в Церковь хлынул поток номинальных христиан и практика длительного оглашения, которая прежде расценивалась как необходимая подготовка к великому таинству, стала превращаться в злоупотребление, – в сознательное откладывание таинства, нередко даже до глубокой старости.

Большинству номинальных христиан, так и не изживших в себе языческий менталитет, хотелось и на земле пожить, как говорится, в свое удовольствие, а затем без всяких усилий, "даром" войти и в Небесное Царство, приняв крещение перед самой смертью.
Это, проистекающее из полного непонимания ни смысла самого крещения, ни смысла христианской жизни вообще, злоупотребление вызывало резкие обличения со стороны свв. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и др.

Но что мы видим на самом деле? – Практику продолжительного, нередко в течение 2-3-х лет, оглашения перед принятием крещения.
Видим, что, например, свт. Василий Великий, воспитанный в роду, сразу несколько представителей которого были святыми (св. Макрина, св. Петр Севастийский, св. Григорий Нисский), принимает крещение в возрасте 30 лет!, проведя перед тем уже немалое время в монашеских подвигах и даже написав некоторые аскетические произведения.

Мы видим, что свт. Григорий Богослов, крестившийся в 24 года советует (именно советует!) своим слушателям:
"...дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же напечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим таинством совершения".

Св. Григорий Богослов, как и все прочие восточные Отцы, понимал, что крещение само по себе, без встречного движения человеческой свободной воли, так и останется не воспринятым Божиим даром, лишь внешним освящением, не усвоенным внутренне.
Именно поэтому он требует:
"Совершите два подвига: предочистите себя ко Крещению и сохраните Крещение".
Именно поэтому он советует крестить детей в том возрасте, когда они уже могут слышать и напечатлевать в уме "что-нибудь таинственное".
Именно поэтому в другом месте он высказывает предположение, что некрещеные младенцы "не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны".
Ибо истинная слава приличествует только "победителям и героям", прочие же, хотя, как не приложившие свободных усилий, и не достигают такой славы, тем не менее, не наказываются, т.е. не погибнут.
Мечта
Мечта
Admin

Сообщения : 3008
Очки : 4507
Репутация : 12
Дата регистрации : 2011-12-06

https://noev.forumieren.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения