НОЕВ КОВЧЕГ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Святая вода и Ветхий Завет

Перейти вниз

Святая вода и Ветхий Завет Empty Святая вода и Ветхий Завет

Сообщение  Мечта Пн Янв 23, 2012 12:03 pm

Откуда в церкви идет обычай святить воду?


Многие спрашивают, откуда пошел этот обычай в Православной Церкви - освящать воду и что это дает?

Освящение воды, святая вода - это не нечто новое и придуманное в христианстве.
В Ветхозаветной Церкви воде и ритуальному водному очищению придавалось огромное значение (что можно увидеть по принятому всеми христианскими деноминациями водному крещению).
Это значение и связанные с ним традиции до сих пор остались в иудаизме.

Например, почитаемая евреями миква (специальный бассейн, наполненный природной водой для ритуального очищения) стоит по статусу даже выше синагоги:
«Если община стоит перед выбором, строить микву или синагогу, предпочтение отдается микве. Если миквы в общине нет, предписывается продать даже последний свиток Торы, но микву все-таки построить» (http://www.jeps.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=411).

«Наверное, многие удивятся, если узнают, что миква важнее синагоги.
Это утверждение кажется парадоксальным, поскольку во многих общинах, особенно в богатых, синагоги размещены в дорогих просторных зданиях, в то время как миквы, как правило, малы и выглядят скромнее.
Тем не менее миква считается более важным объектом.
Еврейский закон утверждает, что община, не имеющая собственной миквы, не имеет права называться общиной» (Арье Каплан, Воды Эдена - таинство миквы).

Что же значила вода в Ветхом Завете и в иудейском учении?

Вот как объясняют еврейские раввины.

В физическом смысле вода представляет собой воплощение текучести и бесформенности, оставаясь при этом постоянной в своем виде.
Так и жизнь проявляется в удивительном сочетании изменений и постоянства. В человеке каждую секунду происходят миллионы изменений, - но он при этом не теряет своей индивидуальной личности.

Это уникальное свойство живой природы, которая сама есть ни что иное как композиция твердых и жидких тел, а соответственно, земля и вода.

Описывая мир в начале Творения, читаем (Быт. 1:2):
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Земля была бесформенна и хаотична; и тьма над бездной; а дух Бога витает (более точно - вызывает движение) над поверхностью вод).

Сразу возникает несколько вопросов.
Во-первых, почему здесь вообще упомянут Божий дух?
Во-вторых, при чем здесь связь Божьего духа с водой?

Ивритское слово мерахефет, которое мы перевели как "вызывает движение", имеет двойной смысл: вызывать движение; заботиться о чем-то, любить что-то.

Согласно мнению еврейских авторитетов, " вода ", о которой упоминается в описании первых дней Творения, означает жидкое состояние первоначальной вселенной.

Дело в том, что до Творения не существовало самого понятия изменения, ибо не было времени - той "субстанции", на фоне которой возможны изменение, движение и развитие. Творец всего пребывает вне времени, и идея изменений не имеет к Нему абсолютно никакого отношения.
Я - Господь, Я не изменяюсь; (Мал.3:6).

Поэтому одним из первых этапов Творения должно было стать "введение" в мир самого понятия изменения.
Но изменение в чистом виде способно вызвать только хаос ( в первоначальном состоянии мира "Земля была бесформенна и хаотична").

Чтобы изменить данное положение, приведя его в соответствие с общей целью Бога в процессе Творения, пришлось сначала привести весь этот хаос под Его постоянный контроль.
Идея такого контроля содержится во фразе "Божий дух вызывает движение на поверхности вод".
Употребленное здесь слово мерахефет означает также "заботиться", поскольку забота Бога о вселенной тесно связана с Его управлением в любом изменении и развитии.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт.1:3).

После того как было установлено Божье управление миром, при котором Он определяет и направляет все изменения, наступила пора духовного просвещения.
В устном предании евреев сказано, что "дух Бога", который витал над водами, был "духом Мессии" (Берешит Раба 2:4).

Мессианская эра представляет собой конечное исполнение цели Творца в процессе Творения - когда зло будет побеждено, а добро воцарится над всем человечеством. Поэтому "дух Бога", определяющий все изменения и всякое движение, является положительной силой, которая ведет мир к конечной цели совершенства, т.е. к эре Мессии.
В третий день Творения появляется суша:
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так (Быт.1:9).

Из первичного состояния "воды", в котором пребывала вселенная, появилось нечто новое - возникла "суша". К идее текучести и изменения добавилась концепция твердости и постоянства. Создаются предпосылки для существования жизни.
В этом же стихе появляется слово миква (микве майим - скопление вод).

В следующей фразе сказано: И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями (Быт.1:10).
Из каких вод состояло это скопление? - Из "вод, которые под небесами", чтобы мир мог дать начало жизни.
Далее, во 2-ой главе Бытия мы снова встречаемся с водой, как символом жизни:
и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
но пар поднимался с земли и орошал все лице земли (Быт.2:5,6).

Пока Творец не спустил воду на землю, никакая форма жизни, даже растительная, не была возможна. Создание человека из "земного праха" могло произойти лишь после появления воды на земле.
По еврейскому учению, человек представляет собой сочетание "праха (земли) и воды", постоянства и изменения (Берешит Раба 14:1). Пока человек жив, эта "пра-вода " является важнейшим элементом его существования.

Вода символизирует рост и способность мира развиваться в сторону осуществления замысла Творца. Вот почему Сад Эдема был "наполнен водой" - как в духовном, так и физическом смысле. В результате, он стал той средой, где человек мог расти и развиваться в соответствии в планом, намеченным Богом.

Таким образом, "воды Эдема" содержат в себе сразу несколько идей.

Во-первых, они представляют собой "чрево" человечества, ибо именно с их помощью Бог "создал человека из земного праха".

Во-вторых, они стали источником тех самых "рек", которые, вытекая из Эдема, дали человеку возможность поддерживать связь со своим Первоисточником; причем, и это очень важно, поддерживать связь, даже находясь на самом дне грехопадения. Таковы необходимые условия для духовного совершенствования. Таковы условия исполнения Божьего замысла.

Еще раз отметим, что вода сама по себе олицетворяет изменение и движение к высшей цели Творца.
Окунаясь в микву, человек тем самым духовно погружается в главный источник всякого изменения. Выходящий из миквы человек находится в состоянии полного обновления.
О нем можно сказать, что он заново родился.
Мечта
Мечта
Admin

Сообщения : 2997
Очки : 4496
Репутация : 12
Дата регистрации : 2011-12-06

https://noev.forumieren.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения